Войти в почту

Киноправда и кинокривда о Донбассе

«Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, конечно, классное кино. Пожалуй, первый приличный фильм о гражданской войне на Украине. Самое главное, «Донбасс. Окраина» — это не пропаганда. Это правдивый и справедливый фильм, о том, как брат пошел на брата из-за пропаганды. Вы не увидите в этом фильме однобокого деления на черное и белое, на плохих и хороших. В разрушенном селе на окраине Донецка пытаются выжить несколько человек: матерый местный десантник и «сепар» Ткаченко, молодой русский призывник ВСУ из Харькова Соколов, пожилой запорожец, приехавший найти пропавшего без вести сына, мальчонка, чью маму убили СБУшники, раненая обстрелом ВСУ, старушка и две киевлянки-волонтерки, приехавшие помогать добробатам сражаться с ДНРовцами. Давлетьяров сделал интересный сюжетный ход, донецкий «сепар» Ткаченко внешностью и говором больше похож на украинца, чем русский харьковчанин, призванный в ряды ВСУ. Но даже западенцы в фильмы показаны разными. Есть звероподобные насильники из батальона «Азов». А есть простой безобидный львовянин, боец ВСУ, который вместе с харьковчанином не понимает, что он тут делает и хочет поскорее вернуться к своей девушке выращивать венгерку в деревенском саду. Но в итоге сгорает в БТРе под обстрелом своей же артиллерии. По ходу фильма, киевлянки-бандеровки, которые ожидали увидеть в Донецке зверолюдей, прозревают и понимают, что ВСУ и добробаты убивают обычных мирных жителей, а «сепары» — это не «ихтамнеты» из России, а местные ребята, защищающие свою землю. Черной краской в фильме описаны лишь бойцы «Азова», которых интересует только насилие и нажива. Правда, по отзывам людей в теме, в фильме они больше похожи на уголовников из «Айдара» и «Торнадо», чем на наци-субкультурщиков-азовцев. Впрочем, сути это не меняет. Давлетьяров сумел соблюсти тонкую грань между тем, что бы показать правду о войне на Донбассе и не скатиться в демонизацию украинской стороны конфликта. Он показал, что хорошие люди есть с обеих сторон. И беда в том, что им приходится убивать друг друга по воле плохих людей. Очень крутой фильм на контрасте с «Донбассом» белорусского пропагандиста Лозницы, который снимает русофобское кино и регулярно получает призы арт-хаусных фестивалей. В его «Донбассе» все жители Донецка и ополченцы-сепары показаны выродками-животными. По сути, Лозница с Алексиевич — это Геббельс современного кино и литературы. Прискорбно, что они родились в Белоруссии, пережившей Хатынь и карательные операции нацистов. Жаль, что в современном мире не дают призов за правду. В итоге лживый «Донбасс» Лозницы получает призы и хвалы кинокритиков, а «Донбасс. Окраина» Давлетьярова даже в России обходят молчанием и ставят в прокате на самые неудобные сеансы.