Самый человечный андроид: каким запомнился актер Рутгер Хауэр
Хладнокровный андроид-репликант Рой Бэтти из легендарного фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, доблестный рыцарь Этьен Наваррский в картине «Леди Ястреб», готовый отдать жизнь за любовь и честь, до дрожи пугающий маньяк Джон Райдер из триллера «Попутчика» – все это неповторимый Рутгер Хауэр. Он был звездой мирового масштаба, но ушел из жизни тихо и незаметно. О смерти актера стало известно лишь 24 июля, в день похорон. Как сообщил агент актера, Хауэра не стало 19 июля: он скончался в возрасте 75 лет в своем доме в Нидерландах. Причина смерти артиста до сих пор не названа; говорится лишь о том, что он умер после «непродолжительной болезни». Рутгер Хауэр родился 23 января 1944 года в нидерландском городке Брёкелен. Тягу к актерской профессии мальчик перенял от родителей: его отец преподавал актерское мастерство в театральном колледже, а мать там же вела занятия по драматургии. Даже свое имя мальчик получил в честь актера – сценического наставника его отца. Впервые на театральные подмостки Рутгер ступил, когда ему было всего пять лет, а в 11 состоялся его дебют – 8 июня 1955 года мальчик сыграл небольшую роль в трагедии Софокла «Аякс». Хауэр никогда не был паинькой: в детстве много проказничал, а в 15 лет убежал из дома и попросился юнгой на торговое судно своего деда. Почти год он провел в море: драил палубу и познавал все радости суровой морской романтики. Этот опыт навсегда изменил его: Хауэр побывал в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе, познакомился с культурой разных народов, а также выучил несколько иностранных языков. Однако продолжить карьеру моряка юноше помешал дальтонизм. Вернувшись домой, Хауэр поступил в вечернюю школу, а днем подрабатывал: он был и декоратором сцены, и плотником, даже работал в автомастерской. Кстати, именно там зародилась страсть будущей звезды к автомобилям и мотоциклам, которую он сохранил на всю жизнь. Впоследствии все сложные трюки на автомобиле в фильме «Попутчик» актер выполнял сам, отказавшись от помощи дублера. К актерскому ремеслу Хауэр вернулся лишь в 1962 году. Молодого человека зачислили в театральный институт в Базеле (Швейцария). Впрочем, через два года Хауэра вновь унесло в другую степь: он записался добровольцем в армию. Два года он отдал службе в десантных войсках, но затем охладел и к этому занятию. Прибегнув к помощи знакомого врача, Хауэр притворился душевнобольным и убедил медиков в том, что не годен к службе. Окончив институт в Базеле, молодой человек поступил в актерскую школу в Амстердаме, после чего получил свою первую официальную работу в качестве актера – место в труппе Королевского театра. Затем был театр «Noorder Compagnie», где Хауэр сам поставил две пьесы. В кино голландский актер дебютировал относительно поздно – в 24 года. В 1968 году он снялся в картине «Мсье Гавардена» режиссера Гарри Кюмеля. Но дебютом это можно назвать с натяжкой: сцены с участием Хауэра не вошли в финальный монтаж. Однако уже через год актера пригласили сниматься в сериале «Флорис», который и принес ему первую популярность. Создателем сериала был не кто иной как Пол Верховен – режиссер, работа с которым принесла Хауэру мировую славу. В 1973 году на экраны вышла эротическая драма «Турецкие наслаждения», где Рутгер Хауэр сыграл главную роль. Затем были такие фильмы, как «Кити-вертихвостка», «Оранжевый солдат», «Плоть и кровь» и другие картины Верховена с участием его протеже. Верховен видел в Хауэре сильного положительного персонажа и считал, что он выражает «светлую сторону естества». Дебютом Хауэра в Голливуде стал фильм «Ночные ястребы» 1981 года, где он снялся вместе с Сильвестром Сталлоне. На этот раз актеру досталась роль отрицательного героя: он сыграл террориста Вульфгара. Впоследствии в карьере Хауэра было немало злодеев, в образы которых он вживался настолько глубоко, что даже партнеры по съемочной площадке его побаивались. Причиной того, что режиссеры стали наперебой предлагать Хауэру роли злодеев, отчасти стала его роль в культовом фильме Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Эта картина по праву входит в золотой фонд кинофантастики, а персонаж Хауэра, безжалостный андроид-убийца Рой Бэтти, отчаянно мечтающий стать человеком, для многих поклонников жанра стал едва ли не главным героем саги. Персонаж Хауэра хладнокровен в силу своей искусственной природы, но не жесток; актер сумел наделить репликанта каким-то необыкновенным гуманизмом и даже чувством прекрасного. Сам Бэтти позднее признавался, что ему особенно запомнились сцены, в которых его герой читает стихи. Многие зрители и критики до сих пор считают финальный монолог Роя Бэтти одной из лучших сцен в истории фантастического кино. Были в карьере Хауэра и фильмы о наших соотечественниках. Так, в 1987 году он снялся в картине «Побег из Собибора» режиссера Джека Голда, где сыграл главную роль – советского офицера Александра Печерского, организатора единственного успешного восстания в нацистском лагере смерти Собибор. За эту роль Хауэр получил «Золотой глобус». Впоследствии актер также приезжал на съемки в Россию: в 2011 году Хауэр снялся в приключенческом боевике российского режиссера Александра Якимчука «Ключ саламандры». В 1990-х годах актер все чаще соглашался сотрудничать с независимыми режиссерами, пытаясь уйти от того образа, который ему навязал Голливуд. В результате популярность актера в США уменьшилась. Зато на родине талант Хауэра ценили всегда: в апреле 1999 года в Голландии ему присвоили звание «Лучший актер столетия». В 2000 году Хауэр впервые попробовал себя в режиссуре, сняв короткометражный фильм «Комната». Картина получила Приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале. Помимо работы в кино Хауэр активно занимался общественной деятельностью: являлся одним из спонсоров Greenpeace и сооснователем фонда The Starfish Association, посвященного борьбе со СПИДом. Для звезды его масштаба Хауэр вел довольно скромную жизнь. Актер был дважды женат, имел дочь от первого брака. Со своей второй женой, Инеке, он прожил полвека в мире и согласии. Сам Хауэр много раз признавался, что от природы застенчив, из-за чего никогда не хотел становиться актером. В 2000-х актер вернулся к амплуа злодеев: по личной просьбе Джорджа Клуни исполнил роль убийцы в его режиссерском дебюте «Признания опасного человека». В 2005 году снялся в культовом фильме «Город грехов», сыграл в первой части трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене «Бэтмен: Начало», трилогии о Бэтмене, а также снялся в ряде сериалов. Всего в карьере Рутгера Хауэра – 211 ролей в фильмах и телесериалах. Последней его работой стала небольшая роль в триллере «Соната» режиссера Эндрю Десмонда, где Хауэр сыграл отца главной героини. И, хотя в кадре его совсем немного, мистический образ Хауэра сразу завладевает вниманием зрителя, создавая интригу и поддерживая напряжение. Можно смело сказать, что за многие годы актерской работы Хауэру удалось мастерски воплотить самые разные типажи, от благородных рыцарей до отъявленных злодеев, и ни одна из задач не стала для него непосильной. При этом актер так и не заразился «звездной болезнью», полностью отдаваясь делу и ролям, которые он по-настоящему проживал в каждом кадре.