Успешные фильмы, снятые отечественными режиссерами за границей
Уже в этот четверг в российский прокат выходит "Гив ми либерти" фильм, снятый в США российским режиссёром-эмигрантом Кириллом Михановским. В честь этого мы решили вспомнить другие примеры отечественных постановщиков, которые ставили кино за рубежом: от драйвовых экшенов Тимура Бекмамбетова до вдумчивого постдока Александра Сокурова. Поезд-беглец Кадр из фильма Поезд-беглец После окончания работы над magnum opus своего советского периода творчества эпическим кинороманом "Сибириада", Андрей Кончаловский уехал работать в Голливуд не столько даже по политическим причинам, сколько ради открывающихся там возможностей. В США Кончаловский снял 8 полнометражных фильмов среди которых, например, культовый боевик "Танго и Кэш" с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне и один мини-сериал "Одиссей". Но самой успешной американской работой Кончаловского можно считать "Поезд-беглец" триллер о пассажирах поезда, который на огромной скорости и без машиниста несётся по заснеженной Аляске. Фильм, сценарий к которому изначально написал сам Акира Куросава (и сам же собирался снимать, но не срослось), не стал большим хитом в прокате, но собрал отличную критику и три номинации на "Оскар". Особо опасен Кадр из фильма Особо опасен После успеха дилогии "Дозоров" Тимура Бекмамбетова, главного на тот момент экшен-режиссёра России, пригласили в Голливуд для работы над адаптацией комикса Wanted адреналиновой истории о секретной организации киллеров. Вышедший в 2008-м "Особо опасен" со звёздами первой величины Анджелиной Джоли и Морганом Фрименом, а также начинающим (тогда ещё) Джеймсом МакЭвоем к комиксу в итоге имел довольно опосредованное отношение (за что фильм до сих пор частенько ругают), но сам по себе вышел, в общем, удачным. Снятый с приятной долей визуального пижонства, не стесняющийся быть глуповатым и чрезмерным, "Особо опасен" до сих пор смотрится выразительнее и попросту веселее многих современных голливудских боевиков. А сцены с закручиванием пуль по дуге до сих пор вспоминают как хороший пример того, что эффектное в экшене всегда должно быть выше логичного. После "Особо опасен" Бекмамбетов снял в Голливуде весёленький мэш-ап "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" и не слишком удачный (и не очень-то нужный) ремейк "Бен-Гура". Последняя на данный момент режиссёрская работа Тимура, скринлайф-триллер "Профайл", впрочем, тоже снят не без участия американских денег очевидно, имя Бекмамбетова на Западе до сих пор имеет вес и признание. Дом из песка и тумана Кадр из фильма Дом из песка и тумана В отличие от многих соотечественников, которые переезжали на Запад уже после работы в России, Вадим Перельман начал свою карьеру сразу в Голливуде. Его дебютный "Дом из песка и тумана" с оскароносными Беном Кингсли и Дженнифер Коннели драма о женщине, из-за бюрократической ошибки выселенной из родного дома, за который теперь придётся бороться с холодной конъюнктурой. Фильм, обнажающий тёмную сторону "американской мечты" и говорящий на темы, понятные любым эмигрантам (за их репрезентацию здесь отвечает герой Бена Кингсли), получил очень хорошую критику и три номинации на "Оскар" за саундтрек, а также лучшую мужскую и второстепенную женскую роль (Кингсли и иранская актриса Шоре Агдашлу соответственно). После этого Перельман снял ещё один полнометражный фильм в Голливуде куда менее успешный триллер "Мгновения жизни" с Умой Турман, а затем вернулся в Россию, где поставил сериалы "Измены" и "Пепел", а также драму "Купи меня". Медвежий поцелуй Кадр из фильма Медвежий поцелуй Сергей Бодров-старший на протяжении карьеры периодически и систематически снимает кино за рубежом ещё в 1999 году вышла его американская сентиментальная драма "Бегущий свободным", в 2001-м французско-британский "Давай сделаем это по-быстрому" с Машковым и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях, наконец, в 2014-м фэнтези "Седьмой сын" с Беном Барнсом, Джеффом Бриджесом, Джулианной Мур и Алисией Викандер. Ни один из этих фильмов, впрочем, особого успеха не снискал всё-таки на родине у двукратного номинанта на "Оскар" Бодрова снимать получается куда лучше. Для нашего списка мы выбрали, пожалуй, самую удачную "зарубежную" работу режиссёра иносказательную драму "Медвежий поцелуй" о цирковом медведе, вдруг превратившемся в человека. Сценарий к этой европейской копродукции помогал писать сам Терренс Малик, а сын постановщика, Сергей Бодров-младший, сыграл здесь свою последнюю роль того самого медведя, принявшего людской облик. Апокриф Апокриф Возможно, самый почитаемый на Западе современный российский режиссёр Андрей Звягинцев, как ни странно, снимал за границей лишь однажды, и всего лишь короткометражную работу. "Апокриф" создавался как часть альманаха "Нью-Йорк, я люблю тебя", в котором режиссёры из разных стран снимали свои новеллы в пейзажах Большого Яблока. Новелла Звягинцева про молодого парня, который на подаренную отцом видеокамеру завороженно снимает город, пока совершенно случайно не фиксирует историю двух влюблённых на закате их отношений. Меланхоличный фильм, практически бессловесный и тесно связанный с поэтикой Иосифа Бродского (который в период эмиграции как раз жил в Нью-Йорке), не нашёл, к сожалению, отклика у фокус-группы альманаха в "Нью-Йорк, я люблю тебя" он так и не попал. Фавориты луны Кадр из фильма Фавориты луны Советский режиссёр Отар Иоселиани, создатель великолепного "Жил певчий дрозд" и "Листопада", не пользовался большой популярностью у власти его фильмы, как и в случае с другим советским классиком, Сергеем Параджановым, не допускали до кинотеатров: они распространялись лишь в киноклубах. В конце концов, получив предложение из Франции, Иоселиани уехал туда и снял "Фаворитов луны" абсурдную киномозаику, где пространство и время отрицаются и подчиняются лишь свободному полёту авторской мысли. После окончания работы над "Фаворитами" Иоселиани вернулся в СССР, но через четыре года снова уехал во Францию, где снимает кино по сих пор последняя его картина, "Зимняя песня", вышла всего три года назад. Жидкое небо Кадр из фильма Жидкое небо Слава Цукерман, режиссёр с далеко не самым громким именем, начал снимать кино в СССР ещё в 70-х тогда вышла его телевизионная картина "Водевиль про водевиль" с Леонидом Броневым. Позже он эмигрировал в Израиль, а оттуда в США, там-то он и снял единственную важную работу в своей карьере: отвязный панковский манифест "Жидкое небо" про инопланетян, познающих радости секса, наркотиков и рок-н-ролла. По сути, это "Как разговаривать с девушками на вечеринках" за 25 лет до того, как их написал Нил Гейман, культовый авангард, на котором выросло не одно поколение ребят в коже с заклёпками и с цветными ирокезами. Франкофония Кадр из фильма Франкофония Один из важнейших российских режиссёров современности Александр Сокуров (а может, и самый важный) постоянный участник западных кинофестивалей, в любви к которому признавались многие заокеанские авторы (как самый яркий пример Алехандро Иньярриту). Но, как ни странно, работал за границей Сокуров лишь однажды над "Франкофонией", великолепной смесью документального и игрового кино, рассказывающей о судьбе экспонатов Лувра в период немецкой оккупации. Снимать фильм режиссёра позвал сам легендарный музей и, конечно, сделал идеальный выбор. Сокуров остаётся тонким, даже разговаривая со зрителем напрямую, с лёгкой иронией говорит даже о самых тяжёлых вещах, мешает монтажный монолог с вербальным, создавая кино абсолютно живое, как будто бы импровизированное, но при этом, очевидно, идеально выверенное в каждом кадре и мысли.