Почему китаец стал цыганом в "Неуловимых мстителях"

Картина Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» стала одним из самых популярных фильмов в модном тогда жанре истерна, нашего ответа вестерну. Юные герои покорили советскую детвору, а смелые по тем временам трюки завораживали. Фильмы ненавязчиво романтизировали времена Гражданской войны и освежили революционные идеи, удачно обойдя все сложные моменты.

Как китаец стал цыганом в "Неуловимых мстителях"
© Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Но сначала появилась повесть «Красные дьяволята», написанная Павлом Бляхиным в поезде за месяц — именно столько он добирался из Костромы в Баку в 1921 году. Однако в повести привычные нам герои выглядят совсем иначе. Во-первых, их всего трое, во вторых, один из них китаец. Брату и сестре Мише и Дуняше Недоле помогает китаец Ю-ю, который до революции работал в прачечной. Но уже в первой экранизации «Дьяволят» в 1923 году вместо китайца появляется чернокожий акробат Том Джексон.

Замену объясняют двумя обстоятельствами — сложными отношениями Союза с Китаем на тот момент и трудностями с подбором соответствующего актера. Тем более, что у режиссера «Дьяволят» Ивана Перестиани на примете уже были артисты тбилисского цирка — среди них и чернокожий боксер Кадор Бен-Салим с псевдонимом Том Джексон.

Эдмонд Кеосаян и Сергей Ермолинский, создавая свой сценарий, переименовали главных героев, добавили к героическому трио интеллигентного Валерку и заменили чернокожего героя цыганом. Потому что в реалиях шестидесятых годов и герой-китаец, и герой-американец были одинаково неуместны. А цыгане воспринимались как привычная экзотика. Впрочем, отчаявшись найти подходящего исполнителя на роль Яшки, авторы уже решили ввести в фильм грузина вместо цыгана. Но тут появился Василий Васильев и цыган остался.

Кстати, в повести Бляхина герои сражаются с самим Нестором Махно, а не с условным атаманом Бурнашом. Но учитывая непростую историю Махно в советской истории, который выступал и как союзник красных, и как противник, героя решили заменить, чтобы избежать цензурных запретов. Интересно при этом, что отцом Даньки и Ксанки называют Федора Щуся, который как раз в реальности был сподвижником Махно.

Из-за многочисленных изменений фильму дали новое название. А его оглушительный успех породил два не менее удачных сиквела.