Какой будет экранизация романа Замятина «Мы»
Осенью 2020 года на экраны выйдет фильм «Мы» — первая в России экранизация знаменитого романа-антиутопии Евгения Замятина. Режиссёром ленты стал 26-летний Гамлет Дульян (для него этот фильм — дебют в полном метре), роли в ней исполнили Егор Корешков («Восьмидесятые»), Елена Подкаминская («Кухня»), Филипп Янковский («Чудотворец»), Марьяна Спивак («Нелюбовь») и другие. RT поговорил с создателями картины и узнал, где и как её снимали, на что она будет похожа и почему сценарий имеет некоторые расхождения с текстом Замятина. Роман-антиутопию Евгения Замятина «Мы» экранизировали трижды. В 1982 году по немецкому телевидению показали одноимённую фантастическую драму чешского режиссёра, обладателя трёх пальмовых ветвей Каннского кинофестиваля Войтеха Ясны. Лента не добилась отклика со стороны зрителей и быстро забылась. В 2016 году попытку перенести роман на плёнку предпринял француз Ален Буре — он превратил «Мы» в малобюджетную чёрно-белую короткометражку под названием «Стеклянная крепость», представляющую собой нарезку из постановочных фото- и видеокадров. В 2017 году стало известно, что фильм по роману Замятина снимут в России. А уже в 2018-м во время защиты проектов игрового кино в Минкультуры начинающий режиссёр Гамлет Дульян рассказал, что уже проводит читки с актёрами: Егором Корешковым, Еленой Подкаминской и Юрием Колокольниковым. «Потому что Замятин» 26-летний Гамлет Дульян (в его фильмографии пока что числится только короткометражка 2012 года выпуска «Погружение в огонь») мечтал экранизировать «Мы» ещё будучи школьником. Режиссёр рассказал RT, что пять лет искал инвестиции и занимался разработкой проекта — пока не нашёл продюсеров, компанию «Большое кино». Те поддержали идею снять фильм по мотивам романа. «В первую очередь, потому что это Замятин, который является кодом страны и прародителем данного жанра», — отмечает один из основателей компании Гевонд Андреасян. На главную роль — инженера Д-503 — был утверждён актёр Егор Корешков («Восьмидесятые», «Психологини»). «Это уникальный мир, в котором я мечтал оказаться. И вот спустя почти двадцать лет (после прочтения романа. — RT) мне звонит режиссёр и предлагает эту роль, этот мир. Чудо. Это очень важная для меня работа. Я до сих пор волнуюсь: справился или нет?» — рассказал Корешков. Компанию на съёмочной площадке ему составили Елена Подкаминская («Кухня», «О чём говорят мужчины»), Филипп Янковский («Чудотворец», «Таинственная страсть»), Юрий Колокольников («ВМаяковский», «Метод»), Марьяна Спивак («Нелюбовь», «Эпидемия») и другие артисты. Сценарием занимался Александр Талал («Дневной дозор», «Чёрная молния»). «Нужен был масштаб» Съёмки ленты (в общей сложности 36 дней) проходили в 2018 году. Большую часть съёмочного процесса артисты провели в «Главкино» — кинотелевизионном комплексе на Новорижском шоссе. Там в окружении зелёного экрана для хромакея были выстроены декорации города, в котором происходит действие романа. Было и несколько смен натурных съёмок. «Никакая графика не заменит натуральную фактуру. Я хотел, чтобы всё было по-максимуму построено. Нужен был масштаб, поэтому я сказал нашему художнику-постановщику, чтобы он построил город. Это сложнейшая задача, и его реакция подтвердила, что это так», — вспоминает Дульян. Создатели фильма подчёркивают: несмотря на то, что декорации разместили на площади в 3 тыс. кв. м, пространства для них не хватало. Художники и рабочие ежедневно после окончания смен перестраивали декорации, чтобы переместить действие в помещение или в другую часть города. Также потребовалось дошить устанавливаемые вокруг декораций хромакейные ткани для графики. При разработке архитектурных сооружений художники опирались на советский конструктивизм и функционализм — брали эти направления за основу и добавляли к ним футуристические элементы. То же самое можно сказать и о создании костюмов: художник по костюмам Оксана Шевченко предлагала эскизы, на которые её вдохновили образцы из советской Энциклопедии моды. «В нашей истории много идей, в том числе художественных, на которые нужно ссылаться. Хотелось добавить своего, родного, а не условного или западного. Ведь речь идёт об экранизации отечественной классики», — объясняет Дульян. Художник-постановщик Давид Дадунашвили уверен, что старания всех причастных были не напрасны. «То, что создала команда в конечном итоге — может это то, что хотел бы увидеть сам Замятин», — подчеркнул он. Книга и экранизация Дульян подчёркивает: основные идеи романа Замятина лежат в плоскости более сложной, чем критика каких-либо политических идеологий. Так и фильм по мотивам книги рассказывает о взаимодействии человека и общества, личного и коллективного. В ленте поднимается проблематика «маленького человека» — но не обычного, а «обновленного». Также затрагиваются проблемы свободы, счастья, безопасности, выбора. «В нашем фильме у каждого персонажа свое понимание об истине, каждый по-своему прав. Для меня важно было честно донести правду всех героев, чтобы дать возможность зрителю самому сделать выбор», — говорит режиссёр. По словам сценариста Александра Талала, между текстом Замятина и экранизацией романа не могло не быть расхождений: за сто лет после написания книги фантастика — в том числе антиутопия — активно развивалась , менялся язык, которым рассказывались эти истории. Создателям «Мы» приходилось учитывать, в какой точке развития кинематограф находится в данный момент и сколько похожих историй уже нашли своих слушателей и зрителей. «Мы хотели усложнить и обострить дискурс и конфликты, заложенные в романе Замятина. Кстати, недавно прошёл мастер-класс, посвящённый роману «Мы». Там я услышал ряд соображений, которые подтвердили актуальность некоторых из наших задумок. Ну, и, пожалуй, мы брали фантастические элементы романа и размышляли: а как ещё это может быть использовано? Можно ли развить эту конкретную идею и зайти ещё дальше?» — отмечает Талал. В настоящее время картина находится на стадии постпродакшна. Ожидается, что она выйдет в прокат осенью 2020 года.