Войти в почту

Почему Кристофер Нолан — самый крутой режиссер современности

Его любимый актер Майкл Кейн считает Нолана одним из лучших режиссеров в истории кино, а уж он-то за свои 86 лет повидал их немало. Мы на всю историю замахиваться не будем, но в кино XXI века ему пока практически нет равных.

Почему Нолан — самый крутой режиссер современности
© Ivi.ru

Только шедевры

© ivi.ru

В фильмографии Нолана нет проходных фильмов от слова совсем. Первый же полнометражный фильм Кристофера, снятый всего за шесть тысяч долларов, получил высокие оценки и зрителей, и кинокритиков. Причем Нолан был в нем и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и монтажером, и оператором, разве что не актером. На следующую работу ему удалось, благодаря успеху первой картины, добыть девять миллионов долларов, адаптировать рассказ родного брата «Memento Mori», и получился великолепный триллер «Помни». Закрепила успех «Бессонница» с Аль Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Суэнк.

Всего три фильма, один из которых номинирован на «Оскар» — и с тех пор у Кристофера Нолана в распоряжении недетские бюджеты для трилогии о Бэтмене, «Начала», «Интерстеллара», «Дюнкерка» и др. И ни об одном из них студиям не пришлось пожалеть, ни одного провала.

Вдохновение

Судьбу Кристофера определил тот момент, когда в семь лет он впервые увидел «Звездные войны» Джорджа Лукаса, а вскоре и «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика, и увлекся кинематографом и сочинительством. Первые свои работы Кристофер снимал на отцовскую 8 мм камеру, а героями были игрушечные солдатики.

Филолог

У Кристофера нет специального образования — он закончил филологический факультет по специальности «английская литература» в University College London. Просто он не расставался с кинокамерой, снимая в свободное время короткометражные фильмы. Как рассказывает сам Нолан: «Поскольку бюджеты у нас были микроскопические, снимали по субботам в свободное время, и кое-кто не приходил на площадку, приходилось делать все самостоятельно и работать кем придётся. Зато теперь при работе на больших фильмах у меня достаточно знаний, чтобы быть у всех „занозой в заднице“. Я знаю работу каждого на площадке и могу говорить с людьми на их языке и требовать от них конкретных вещей».

Ну, а знание классической литературы еще никогда никому не вредило. Кристофера филологическое образование научило работать с историями, «с литературными концепциями и понимать, что, помимо, собственно, идеи в произведении есть ещё и подтексты, эмоциональные слои, которые рождают какие-то образы, провоцируют воспоминания, и каждый интерпретирует их по-своему».

Спецэффекты

© ivi.ru

Располагая всей мощью современной компьютерной эпохи, он все-таки предпочитает использовать цифровые спецэффекты по-минимуму и, если есть возможность, старается решить те или иные задачи техническими методами.

Например, для сцены драки в коридоре в фильме «Начало» ничего не рисовали, а потратили три месяца и пять миллионов долларов, чтобы построить реальный вращающийся коридор. Он и помог снять отрывок максимально реалистично. Правда, Джозефу Гордону-Левитту пришлось попотеть и наставить синяков, чтобы научиться управляться с декорацией.

Семья

Фильм "Помни" поставлен по рассказу брата Джонатана Нолана и был номинирован на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий

Вполне возможно, гений режиссера не раскрылся бы, не будь у него таких же талантливых людей в ближайшем окружении. Его брат Джонатан Нолан работал над сценариями многих фильмов вместе с Кристофером. Это и рассказ для фильма «Помни», и соавторство в работе над сценариями к картинам «Престиж», «Темный рыцарь», «Интерстеллар». У Джонатана есть и собственные, не менее успешные проекты — сериалы «В поле зрения» и «Мир Дикого Запада».

Кроме удачного брата, у Кристофера есть хорошая жена, с которой он познакомился еще во время учебы. Это как раз тот случай, когда в лице любимого человека ты находишь еще и друга, и коллегу. Эмма Томас помогает мужу в работе в качестве продюсера с самого первого фильма, отвечая за организационные моменты и оставляя ему творческие процессы. Если учесть, что первая лента «Преследование» снималась практически на коленке, это был неоценимый вклад.

Самоотдача

Кристофер Нолан: «Я рассматриваю каждый фильм, над которым работаю, как последний. Только так ты можешь вложить в картину всего себя, без остатка. Никто же не знает, что будет дальше. Может, завтра меня переедет автобус или на землю упадет огромный метеорит».

Самоотдачи фильмы Нолана требуют и от зрителя. Большинство его картин нельзя смотреть вполглаза, между делом — ничего не поймешь. Эксперименты с нелинейным повествованием, любовь к научным теориям, запутанным сюжетам, ребусам, недосказанности делают его фильмы достаточно сложными. При этом талант рассказчика позволяет ему сохранить тропинки, по которым внимательный зритель сможет пройти между всеми этими нагромождениями и выйти к финалу просветленным и довольным своей сообразительностью.

Секретность

© ivi.ru

Все фильмы Нолана снимаются в режиме строгой секретности. Актерам даже не выдаются на руки сценарии, от них скрываются концовки, запрещается разглашать даже самые невинные мелочи. Даже композитору Хансу Циммеру он не раскрыл сюжета «Интерстеллара», дал лишь страницу текста, который должен был помочь при сочинении музыки, причем там не было ни слова о самом фильме. А саундтрек получился грандиозным.

Или вот, например, 16 июля 2020 года планируется выход нового фильма «Принцип». Единственное, что известно на данный момент — это будет триллер, вроде бы о мире международного шпионажа, в ролях Аарон Тейлор-Джонсон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл Кейн и еще какая-то роль будет у российского актера Юрия Колокольникова. В целом это все. Чуть яснее станет, когда выйдет первый трейлер, но вряд ли он расскажет сильно много.

Пленка

Кристофер Нолан — последовательный фанат пленки, он не только снимает, но и старается в прокат выпускать пленочные версии, несмотря на дороговизну. Он объясняет это просто: цифра — это прекрасно, и, когда она превзойдет по качеству изображения пленку, Нолан с удовольствием перейдет на цифровые камеры. Также он пока против 3D, потому что этот формат «сужает изображение и делает его слишком темным». Зато обожает формат IMAX за эффект присутствия, который обеспечивает широкоформатный экран.