Самые недооценённые фильмы десятилетия

Вслед за первой половиной публикуем и вторую часть списка самых недооценённых картин по версии сайта IndieWire: в ней вас ждут философские искания Терренса Малика, четвёртая часть известной слэшер-франшизы и даже один оскаровский фаворит (да, оказывается, и оскаровские фавориты бывают недооценёнными).

Самые недооцененные фильмы десятилетия
© Кадр из фильма "Король говорит!"

"Король говорит!"

Ничто не может сильнее подставить фильм под удар общественной критики, чем парочка золотых статуэток "Оскар". В этом десятилетии практически каждый обладатель приза за лучший фильм сталкивался с непониманием и обвинениями в том, что, мол, "были и получше" чаще всего, кстати, вполне обоснованными. Больше других досталось картине "Король говорит!" Тома Хупера её ругали за архаичность и эпигонство, за то, что это "очередное кино о Великом Белом Мужчине, творящем Великие Дела".

Фильм Хупера действительно очень академичен и кинематографически наивен, на фоне многих своих конкурентов (особенно замечательной "Социальной сети" Дэвида Финчера) он выглядел довольно устаревшим. Но академичность "Король говорит!" хорошая академичность, а его наивность удачно сопрягается с историей неуверенного монарха-заики. Это мастерски сделанное кино, в котором Колин Фёрт, Джеффри Раш и Хелена Бонем Картер сыграли, возможно, лучшие роли в своей карьере, и наличие фильмов более актуальных, более современных и модных не должно никак умалять достоинства этой конкретной картины.

"Рыцарь кубков"

С момента выхода "Древа жизни" каждый фильм Терренса Малика подвергался жёсткой критике их называли бессмысленными, претенциозными и какими только не называли. Тем не менее в каждый из них режиссёр вкладывает какую-то невероятную энергию: это и касается и "К чуду", и, например, "Песня за песней". Но мы хотели бы остановиться на "Рыцаре кубков" метафизической антитезе "Ла-Ла Ленда", атмосферном путешествии по фантастическому миру Лос-Анджелеса во всей его красоте и сломленности. Импровизационный подход Малика, блуждающая камера, его особый авторский монтаж все яркие атрибуты маликовской поэтики рождают сновидческое, интимное, ломающее все границы кино, которое может многое предложить (как визуально, так и философски) тем, кто достаточно терпелив, чтобы продолжать искать.

"Маргарет"

"Маргарет" Кеннета Лонергана совершенно уникальный, упрямо растягивающийся, яростно сочувствующий фильм, в котором режиссёр делает попытку ни много ни мало охватить весь мир за три часа. "Режиссёрская версия" единственная, которую Лонерган полностью одобряет, это редчайшая находка и настоящее произведение искусства. Получив возможность расправить крылья и вдохнуть полной грудью, трехчасовая версия "Маргарет" каким-то образом ощущается куда динамичнее и короче, чем её театральная версия. Несколько сцен расширяются, двигаются в тех абсолютно естественных жизненных ритмах, которые всегда хотел зафиксировать Лонерган; недостающие куски головоломки многогранного сюжета восстанавливаются; тематический контрапункт содержания и формы, на который лишь намекала театральная версия, вспыхивает в полном объёме. Это потрясающий опыт, универсальный и одновременно абсолютно конкретный.

"Госпожа Америка"

Это, очевидно, не лучшая режиссерская работа Баумбаха и не лучшая актерская работа Греты Гервиг за это десятилетие в обоих случаях выигрывает излюбленная всеми "Милая Фрэнсис", и, видимо, именно поэтому "Госпожу Америку" так легко обходят стороной. А зря.

"Госпожа Америка" очень удачный портрет поколения миллениалов, уже не молодых и раздражающе умных, который не чувствуется ни снисходительно педантичным, ни безнадёжно наивным. С такой интонацией, понятно, не стать зрительским хитом, но именно она делает картину интересной для пересматривания и переосмысления ведь дух того времени, которое она показывает, здесь не упрощается до банальных сказочных моралей или широких обобщений.

"Крик 4"

"Крик" практически идеальная трилогия, которая в один момент переосмыслила и деконструировала весь жанр слэшера. Но четвёртую часть даже самые преданные фанаты франшизы часто забывают, не ставя её ни в какое сравнение с остальными. Вышедший в 2011 году фильм тем не менее лишь хорошеет с годами сейчас очевидно, что ветеран хоррора Уэс Крейвен, для которого "Крик 4" стал последней работой перед смертью, понимал и нынешнее положение жанра, и нынешнюю аудиторию куда лучше всех молодых конкурентов. Он одинаково удачно высмеивает и дух времени, и саму киношную индустрию причём многие колкости с годами стали лишь актуальнее. Ни один слэшер с 2011 года так и не смог превзойти "Крик 4" ни в одном отношении, и Уэс Крейвен, который в разное время дважды этот жанр переизобрёл, так и ушёл его единоличным королём.

"Отвязные каникулы"

Хотя "Отвязные каникулы" Хармони Корина и получили хорошие отзывы критиков, они так и не нашли контакта с аудиторией. Некоторых отталкивали бывшие звёзды-подростки Селена Гомес и Ванесса Хадженс, внезапно сыгравшие в хард-роковой картине, наполненной сексом и наркотиками. Другим не нравился нелинейный, сновидческий стиль Корина. В итоге негативный сарафан полностью перевесил положительную критику, но вот в чем дело: "Отвязные каникулы" великолепны.

Их заполненные неоном сцены содержат одни из самых великолепных изображений, когда-либо снятых на пленку. Их история куда глубже, чем многие считают. Да, сначала это выглядит как ода гедонизму, но при пересмотре ты понимаешь, что на самом деле это жестокий приговор поколению, уверенному, что безрассудство и потакание слабостям более быстрый путь к успеху, чем тяжелая работа. "Отвязные каникулы" намного лучше, чем рисует их репутация, и это один из тех фильмов, которые требуют обязательной переоценки.

"Неотразимая Тамара"

Основанная на графическом романе "Неотразимая Тамара" история писательницы, которая возвращается в родной город в Англии, где её ожидают всевозможные виды романтических приключений. Фильм неоднозначно приняли в момент выхода, но это умная, сексуальная и забавная адаптация, улучшающая исходный материал. Джемма Артертон бесподобна в титульной роли, как бесподобны и короткие выходы Доминика Купера, Люка Эванса и Джессики Барден. Это также один из немногих фильмов, основанных на графическом романе, в котором рассказывается о жизни женщин, но даются еще и некоторые комментарии о мужских привилегиях.

"Была ты нежна и прекрасна"

Подростковая драма Жозефин Декер беспокойная, поэтическая история романтики и размышлений, которая резко обманывает ваши и без того запутанные чувства финальным сюжетным поворотом, резким и внезапным, почти как в "Списке смертников" Бена Уитли. Несмотря на дикое, непредсказуемое исследование стиля, все кажется свежим и абсолютно управляемым, спасибо тонкой работе Декер как режиссёра, сценариста и монтажёра собственной картины. И если ничто из этого не убедило вас прямо сейчас взять и посмотреть этот фильм, у него есть ещё один козырь в рукаве он идёт всего 78 минут.

"Визит"

Во время когда "Паранормальное явление" и ему подобные фильмы захватили жанр хоррора в первую очередь потому что они очень дешёвы в производстве и зарабатывают много денег, "Визит" М. Найта Шьямалана ощущался настоящим чудом. Ведь этот фильм, в отличие от конкурентов, действительно пытался найти новые способы, как можно использовать формат мокьюментари в хорроре, а не только бросался в зрителя скучными скримерами.

И очень обидно, что зрители в основном картину проигнорировали, а общая риторика про "возвращения Шьямалана" началась лишь с выходом "Сплита". Хотя именно в "Визите" и к тому же гораздо более удачно он впервые обратился к собственному творчеству с целью его полной деконструкции, высмеял собственные авторские клише и начал выработку нового стиля. А ещё "Визит" пожалуй, самая удачная современная интерпретация "Гензеля и Гретель", ловко осмысляющая нынешнюю тягу детей к популярности и успеху.

"Грозовой перевал"

Андреа Арнольд чаще вспоминают как режиссёра "Аквариума" и "Американской милашки", однако, как правило, в разговоре не упоминается фильм, который она сняла между этими двумя: адаптация романа "Грозовой перевал" 2011 года, картина столь же поразительная и захватывающая. Арнольд берет архаичную традицию готической драматургии и раздевает ее до костей и оголённых нервов, рассказывая историю Эмили Бронте практически без диалогов, предпочитая первобытный язык тела, фокусируя внимание на суровом ландшафте и климате не меньше, чем на измученных персонажах.

Снятый без музыки и практически любых других классических атрибутов академичной мелодрамы, шедевр Арнольд фиксирует миф, лежащий в основе знакомой истории, предлагая зрителям пересмотреть свои ожидания не только от жанра исторической драмы, но и от всего независимого кино в целом.