Семь женщин-режиссеров, которые создали легендарные советские мультфильмы
Тот факт, что в искусстве на слуху в основном мужские имена, одни объясняют положением женщины в традиционном обществе, другие – особенностями мужской и женской психологии. Так или иначе, касается это и мультипликации. Все мы знаем имена Хитрука, Петрова, Степанцева и Норштейна, но мало кто знает женщин-режиссеров, создавших всенародно любимые шедевры советской мультипликации. К примеру, вы помните режиссера мультфильма «Бременские музыканты»? «МИР 24» решил исправить эту несправедливость и рассказать о выдающихся женщинах в режиссуре отечественной анимации. Инесса Ковалевская В детстве Инесса Ковалевская училась в музыкальной школе по классу фортепиано и собиралась поступать в школу имени Гнесиных, но этим планам не суждено было сбыться – началась война. В итоге Инесса Алексеевна получила театроведческое образование, затем закончила Высшие курсы режиссеров и сценаристов, после чего оказалась в «Союзмультфильме». Режиссер перенесла в мультипликацию свою любовь к музыке, она создала серию уникальных фильмов, совмещающих в себе фольклор и академическую музыку, которых сегодня не увидишь по телевизору. Среди них картины «Камаринская», «Картинки с выставки», «Горный мастер», «Гномы и горный король», «Танцы кукол» – мультфильмы, которые больше, чем мультфильмы. Они построены на основе произведений Чайковского, Шуберта, Мусоргского, Глинки, Шостаковича. Часто Ковалевская выступала одновременно и режиссером, и сценаристом. Однако широкому зрителю Инесса Ковалевская известна благодаря работе в жанре мультфильма-мюзикла. «Инесса Ковалевская – живой классик мировой анимации. Она первая в нашей стране начала создавать мультфильмы-мюзиклы: «Бременские музыканты», «Катерок», «Как львенок и черепаха пели песню», «В порту». Вклад Инессы Алексеевны в советскую мультипликацию и в диалог анимации и музыки трудно переоценить», – рассказывает историк анимации, куратор культурных проектов киностудии «Союзмультфильм» Павел Шведов. Кадр из фильма «Бременские музыканты». Студия «Союзмультфильм» Валентина и Зинаида Брумберг Пожалуй, наиболее известны среди советских женщин-режиссеров Валентина и Зинаида Брумберг. Сестры внесли новое слово в мультипликацию, наиболее важными их работами в этом плане считаются сатирическая картина «Большие неприятности», нарисованная в стилистике детского рисунка, и мультфильм «Федя Зайцев», в котором для того времени новаторски сочетались повседневный и сказочный план. Режиссеры творили в разных жанрах и стилях, но почерк их практически всегда узнаваем – вспомните мультфильмы «Три толстяка», «Храбрый портняжка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса», «Кентервильское привидение». Кстати, знаменитые мультипликационные экранизации повестей Гоголя «Пропавшая грамота» и «Ночь перед Рождеством» – тоже их рук дело. «Женщины работали в советской анимации с самых ранних периодов ее развития, – отмечает Шведов. – Наверное, самый знаменитый женский тандем того времени, который символизирует целую эпоху в отечественной анимации, – это Валентина и Зинаида Брумберг. Художницы начали творить еще в 20-х годах ХХ века и продолжали вплоть до 70-х, приняв участие в создании более 40 мультфильмов, среди которых – «Большие неприятности», «Кентервильское привидение», «Федя Зайцев». Одна из самых известных их картин – «Сказка о царе Салтане» (1943 г.), которая в была создана в Самарканде в период военной эвакуации «Союзмультфильма». Кстати, сейчас, спустя более чем 70 лет, мы планируем восстановить этот фильм в первоначальном цвете». Кадр из фильма «Три толстяка», киностудия «Союзмультфильм». Фото: wikipedia.org Любопытно, что обе сестры появились на свет 2 августа, только Валентина в 1899 году, а Зинаида в 1900-м. Всю жизнь они были неразлучны, несмотря на то, что обладали совершенно разными характерами и темпераментами. Валентина была человеком эмоций, спонтанным, любящим скачки и рестораны, а Зинаида отличалась трезвым умом, спокойствием и любила проводить время дома. Совмещая такие разные качества, художественный тандем был очень плодотворным – пока не умерла Валентина Брумберг. После ее смерти Зинаида больше не снимала мультфильмы. Аида Зябликова Помните серию мультфильмов про нагловатого, но такого симпатичного домовенка Кузю, за которым охотилась тоскующая по домашнему уюту Баба-яга с голосом Татьяны Пельтцер? Эту серию, основанную на сказках писательницы (и. кстати, художника-мультипликатора) Татьяны Александровой, создала Аида Зябликова. Среди ее работ также два кукольных мультфильма про Муми-тролля, два мультфильма «Жил был Саушкин», все серии «Следствие ведут колобки» и «Кролик с капустного огорода». Работы режиссера в первую очередь связаны с творческим объединением «Экран». В 1998-2000 годах Аида Петровна участвовала в международном проекте: создании российско-британского многосерийного фильма «Кентерберийские рассказы». Эта работал получила несколько призов Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA, первый приз за лучший анимационный фильм для телевидения на МКФ в Лос-Анджелесе и даже была номинирована на «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» в 1999 году. Сегодня Аиде Зябликовой 79 лет, она живет в США. Александра Снежко-Блоцкая «Александра Снежко-Блоцкая начала работать на киностудии «Союзмультфильм» с первых лет ее существования. Она не только ассистировала таким мастерам, как Иван Петрович Иванов-Вано и Михаил Цехановский, но и сама выступала как режиссер, создав, кроме прочего, знаменитый мультфильм «Рикки-Тикки-Тави», – отмечает Павел Шведов. В соавторстве с Ивановым-Вано Александра Снежко-Блоцкая работала над многими мультфильмами на основе фольклора, среди них «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Совместно с Владимиром Полковниковым она поставила мультфильмы «Оранжевое горлышко» и «Заколдованный мальчик». Среди собственных режиссерских работ Снежко-Блоцкой выделяются уникальный в своем роде цикл о легендах и мифах Древней Греции («Возвращение с Олимпа», «Лабиринт», «Аргонавты», «Персей» и «Прометей»), картины «Сказка о золотом петушке», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Баранкин, будь человеком!», «Кот, который гулял сам по себе». Нина Шорина и Идея Гаранина «Из мастеров кукольной анимации я могу выделить режиссеров Нину Шорину и Идею Гаранину, – говорит Павел Шведов. – У Гараниной очень метафоричные фильмы, из которых стоит обратить внимание на «Журавлиные перья», сделанный по японской сказке. Шорина также снимала наполненное символами кукольное кино, самая важная работа в ее фильмографии – это, наверное, фильм «Дверь», который был создан в середине 80-х годов и впитал в себя атмосферу начинающейся перестройки». Если в советское время женщин в режиссуре мультипликации было меньше, чем мужчин, то сегодня в процентном соотношении их в разы больше. Появилось множество первоклассных женщин-режиссеров, чьи фильмы завоевывают фестивали и сердца зрителей, уверяет историк анимации: «Светлана Андрианова, Евгения Жиркова, Анна Буданова, Наталья Мирзоян еще молоды, но уже доказали высокий профессионализм и оставили свой след в российской анимации».