«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: темная сторона славы

Что чувствует актер, добившись головокружительного успеха, невероятной славы, любви миллионов фанатов, высокого признания коллег? Разве не страшно все это вдруг потерять? В ярком свете софитов и вспышек фотокамер любая ошибка может стать роковой. 15 августа в российский прокат выходит новый фильм Ксавье Долана с Китом Харингтоном в главной роли — «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Прага, отель «Париж». Журналист из «Таймс» берет интервью у многообещающего актера, новой звезды Голливуда — Руперта Тернера (Бен Шнетцер). Недавно вышла его книга «Письма к молодому актеру», в которой он повествует о своей переписке с мегапопулярным актером Джоном Донованом (Кит Харингтон). 10 лет назад Донован был найден мертвым в своем номере в отеле. В этом интервью Руперт рассказывает ошеломляющую историю о себе. Будучи 11-летним мальчиком он боготворил своего кумира Джона: смотрел все его фильмы, стремительно бежал домой из школы, чтобы только не пропустить сериал, в котором играет Джон, визжал от счастья при виде своего обожаемого героя. Комната Руперта была увешана постерами с изображением любимого актера. Он мечтал стать таким же, как Донован. Однажды Руперт решает написать Джону письмо и, представить сложно, какое счастье он испытывает, когда получает ответ от своего кумира. Руперт не рассказывает о письме своей маме (Натали Портман). И их тайная переписка продолжается 5 лет. Тем временем Джон Донован — на вершине своего успеха, весь мир у его ног. Мы видим, как он с поистине голливудской улыбкой выходит из автомобиля, который обступает толпа фотографов и сумасшедших фанаток, выкрикивающих его имя со слезами на глазах. Но его реальная жизнь не похожа на бесконечный праздник. Семье и компаниям он предпочитает одиночество, и даже в родном Нью-Йорке он живет один, в номере отеля. Каждый раз, когда ему хочется, наконец, выдохнуть и сделать что-то для себя, а не ради своей карьеры, Джон останавливается и говорит: «Я не могу себе это позволить». Донован живет в клетке жестких правил, потому что боится хоть чем-то навредить своей репутации. Боится, что все достигнутое таким тяжелым трудом, разлетится, как карточный домик от одного неверного шага. И он запрещает себе открыто любить человека, от которого без ума, стыдится свою мать, страдающую алкоголизмом (Сьюзен Сарандон), не может никому рассказать о своем друге по переписке. Но именно эта переписка с Рупертом является для него отдушиной, единственным местом, где он может быть самим собой. А Руперт становится хранителем истинной истории и личности Донована. Однако, Джон не может бесконечно обманывать себя, и последующая череда событий приводит к необратимым последствиям. Режиссер фильма Ксавье Долан считает, что самой важной из всех поднятых тем в фильме — это человек в период кризиса, его отношения с близкими людьми. «Актеры живут в свете софитов, их личная жизнь более им не принадлежит. Личная жизнь влияет на то, какую роль тебе предложат сыграть», — объясняет Ксавье. Кит Харингтон, исполняющий роль Джона, не по-наслышке знает мир, в котором живет его герой. Но и сам Ксавье, будучи также и актером, в процессе работы над сценарием, хорошо представлял себе реалии актерской жизни в Голливуде. Кит рассказывал, как сильно его впечатлил сценарий: «Фильм не соответствует ни одному из жанров. Он странный, воодушевляющий, местами — уморительно смешной, местами — по-настоящему трагичный». В работе над ролью Донована он не искал вдохновения в других кинозвездах, это была версия его самого. Актер сыграл роль актера, которому пришлось играть не только перед камерой, но и в личной жизни. Изначально же режиссер задумал образ Донована похожим на Хита Леджера — кинозвезды Голливуда, который был найден мертвым в своей квартире на пике популярности (получил посмертный «Оскар»). Но мы знаем и много других подобных примеров: Мерилин Монро, Майкл Джексон… Картина повествует о том, как страшно потерять себя, как опасно врать самому себе и каковы могут быть последствия этой лжи. Идея создать этот фильм пришла к Ксавье Долану под впечатлением от книги Райнера Марии Рильке «Письма к молодому поэту». История друзей по переписке переходит здесь в название книги Руперта — «Письма к молодому актеру». Кети Бейтс, сыгравшая роль агента Джона, отметила необычайность отношений, которые связывают Руперта и Джона. «Отношения наставника и его воспитанника прекрасны. Тем грустнее от того, что эти отношения могут быть превратно истолкованы», — поделилась Бейтс. Также в фильме раскрывается важная тема взаимоотношений между матерью и сыном. Как и в предыдущих своих работах «Мамочка» (2014), «Я убил свою маму» (2009), в этой истории Ксавье Долан передает тонкости отношений между Джоном Донованом и его матерью, и между Рупертом Тернером и его мамой. «Их отношения можно назвать почти дружескими — это не редкость в неполных семьях, когда родитель и ребенок проводят много времени вместе», — объясняет Натали Портман, исполняющая роль матери маленького Руперта, — «В отдельные моменты они даже напоминают семейную чету в том плане, что ребенок нередко ведет себя по-взрослому, а поведение взрослого инфантильно. Грань между взрослым и ребенком практически стирается». Не обошлось и без темы нетерпимости, столь важной в Американской культуре и в мире вообще. Как оставаться собой и не быть отвергнутым обществом. Это касается и расизма, и отношений между людьми одного пола, и культурных различий. Не поднять хоть одну из этих тем в современном кинематографе считается уже неприличным. В этой истории Руперт не только перенимает опыт кумира, но и учится на ошибках Джона. Фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» продуман до мелочей. Глаз радует не только звездный актерский состав: Кит Харингтон, Натали Портман, Кэти Бэйтс, Сьюзан Сарандон, но также и каждая деталь: от цветового решения кадра и музыки до аксессуаров и одежды персонажей. Ксавье Долан — один из самых многопрофильных режиссеров. «Диалог может быть прописан великолепно, — говорит он, — но, если свет выставлен безграмотно, если выбран неподходящий или отвлекающий костюм, сцена будет безнадежно испорчена для зрителя. Аудитория видит и чувствует все». Перфекционизм Ксавье и стремление к совершенству чувствуется во всем. Помимо его личного тщательного отбора костюмов для персонажей и всей музыки, которая звучит в фильме, он также добивался идеального света. А чтобы эстетика фильма была просто потрясающей, фильм был снят не цифровой камерой, а на пленку. Что еще посмотреть у Ксавье Долана: «Это всего лишь конец света» (2016) «Мамочка» (2014) «Том на ферме» (2013)