Как Ельцин запретил премьеру фильма "Асса", а Горбачёв – разрешил
Фильм Сергея Соловьева «Асса» уже стал символом перестройки. Благодаря этой картине советский зритель узнал, что такое отечественная рок-музыка, неформальная молодежь и вообще жизнь вне цензуры. Справка «Асса», к/с «Мосфильм», т/о «Круг», 1987 г. Авторы сценария: Сергей Ливнев, Сергей Соловьев Режиссер: Сергей Соловьев В ролях: Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев (Африка), Дмитрий Шумилов, Александр Баширов и другие В фильме звучат песни групп «Кино», «Аквариум», «Браво», «Союз композиторов» Виниловая пластинка с песнями из фильма, выпущенная на фирме «Мелодия», стала первым советским официальным изданием отечественной рок-музыки Латентный развратник – Станислав Говорухин Юная девочка Алика с романтическими порывами оказывается между двух огней: бесшабашным неформалом Банананом и циничным богатым папиком Крымовым, которые борются за ее сердце. По словам соавтора сценария и режиссера Соловьева, он, задумавшись о формуле успеха фильма 1980-х, пришел к выводу, что это индийское кино. – А какие составляющие этого жанра? Юная прелестная девушка, которая входит в жизнь и ждет от нее прекрасных романтических моментов. Таня Друбич – романтика есть. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник. У нас в этой роли – Слава Говорухин. И так далее, – рассуждает в разговоре с «Собеседником» режиссер. «Слава, нужно сняться у меня в картине», – предложил Сергей Соловьев уже мэтру режиссуры Говорухину. На роль криминального авторитета по прозвищу Сван, а по фамилии Крымов Сергею Александровичу предлагали попробовать барда Александра Розенбаума. Но Соловьев засомневался. Почему-то видел в этой роли только Говорухина. «Ни за что, ни за какие деньги! Зачем мне это надо?!» – кипятился мэтр. К тому же в то время Говорухин снимал фильм «Десять негритят». Но после долгих уговоров все же уступил. «Во время работы мне хотелось дать некоторые наставления Соловьеву, – вспоминал Станислав Сергеевич. – Однажды сказал ему: «Сережа, ты меня заставляешь играть самого себя. Но я сам по себе все-таки не урод, не бандит, не убийца, каким выписан мой герой! Если буду самим собой, то таким образом мы вызовем симпатии зрителей к моему отрицательному герою. Что ты из меня делаешь?» На что он мне говорит: «Ты – артист, твое место в буфете». И я пошел в буфет… Но потом съемки все-таки продолжил. Соловьев разобрался без моей помощи, как нужно снимать этот фильм, и, наверное, он был прав». "Путин слишком мягок. Надо быть жестче". Последнее интервью Станислава Говорухина Главную героиню один из сценаристов фильма Сергей Ливнев назвал Аликой. В тот период у него был роман с актрисой Аликой Смеховой. Сыгравшая эту роль Татьяна Друбич к тому времени уже снималась в фильмах Соловьева. К тому же они были женаты и растили двухлетнюю дочь Настю. Параллельно со съемками девушка еще и работала в районной поликлинике. Ведь она по специальности врач-эндокринолог. Зачем Соловьев напоил Друбич Сама Татьяна не любит вспоминать свою работу в «Ассе». «Не понимаю, чего я там делала. Нравятся песни, компания прекрасная. И всё», – говорит Друбич. – С Татьяной работать удивительно, волшебно, – вспоминает съемки художник Сергей Бугаев, известный под псевдонимом Африка. Он сыграл в фильме главную роль – Бананана. – С Друбич у нас были и постельные сцены. Соловьев сам на этом настоял. Буквально силой затащил нас с Татьяной в постель и еще горячительным предварительно напоил. Правда, потом эти эпизоды из фильма были вырезаны. С Соловьевым Африку свел Борис Гребенщиков, когда режиссер был в Ленинграде и знакомился с новым для него направлением – русский рок. После встречи с Бугаевым режиссера осенило: это же главный герой его картины – молодой неформал, плюющий на закон и общественное мнение! Кстати, идея назвать фильм «Асса» принадлежит именно Бугаеву. «Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою своею на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: «Асса!» – говорит в самом начале кинокартины Бананан – Бугаев. – Так называлась галерея «Новых художников», существовавшая в 1980-х годах в Ленинграде. Олег Котельников, являющийся крестным отцом термина «асса» в нашей культуре, регулярно включал его в свои произведения, – рассказывает Сергей Бугаев. – Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан». А как-то ночью Сережа предложил: «Назовите фильм «Асса»!» – вспоминает Соловьев. – Он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасенных тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович». «Под небом голубым» как гимн Музыку для фильма Соловьев выбирал долго. Попросил кассеты с записями новых молодежных групп, а таких ему принесли десятки. Он не знал, кто все это поет, но понравившиеся отмечал. Таким образом, выбрал композиции одной и той же группы – «Аквариум», которую раньше и не слышал. – Я тоже совершенно не знал советский кинематограф. Слышал краем уха фамилию Соловьев, но с его фильмами сталкиваться не приходилось. Тем приятнее было встретить вживую этого замечательного человека, – рассказывал о начале работы лидер группы Борис Гребенщиков. – Вроде тогда объявили уже какую-то свободу, но никто еще не знал, насколько далеко она простирается. И мы вместе пробовали. Борис Гребенщиков: вся жизнь в поисках свежих смыслов Поначалу режиссер хотел, чтобы Бананан «исполнял» песни под голос БГ. Но музыкант «Аквариума» Сергей Рыженко возразил. – «Представь, что Африка открывает рот, а поет Кобзон», – сказал я Соловьеву, – смеется сегодня Рыженко. В результате ему доверили исполнить вокальные партии главного героя. Голос Гребенщикова в фильме звучит только в песне «Под небом голубым…» – Она стала своего рода гимном. Когда на просмотрах фильма люди ее слышали, то вставали, – говорит Сергей Соловьев. – В каком-то смысле фильм стал отражением наших реалий, – рассуждает Сергей Бугаев. – В Ялте мы с Цоем жили в соседних номерах, тогда же познакомились с девушками, в «Ассе» они играли сотрудниц КГБ. Ради актрисы Натальи Разлоговой Виктор ушел от жены Марьяны. Ирена Куксенайте через два года стала моей женой. Как и герои фильма, мы вчетвером качались в люльке на канатной дороге и целовались в фотокабинке. Ельцин запретил, Горбачев разрешил С творчеством Виктора Цоя и группы «Кино» режиссер познакомился тоже в Ленинграде. По его признанию, когда он услышал песню «Перемен требуют наши сердца», то сразу понял: она должна прозвучать в конце фильма. И тогда он поставил условие музыкантам: чтобы песню нигде не исполняли, пока фильм не выйдет на экраны. Финальный эпизод, когда Цой поет перед многотысячной публикой, снимали в Зеленом театре московского парка имени Горького. – Нигде не было афиш, объявлений, но собралось столько людей! – удивляется Сергей Александрович. – Сработало сарафанное радио среди поклонников группы «Кино». Витя запел, камеры заработали, я скомандовал: «Зажигай!», шеститысячная толпа, минуту назад, казалось, готовая все разнести в щепу, вела себя, как дисциплинированная массовка: и спички они зажгли вовремя, и подпевали. Такова сила взаимного внутреннего контакта кумира и обожающей его толпы. Кстати, после съемок в «Ассе» Виктор Цой полюбил кино и потом даже ходил на занятия по режиссуре к Соловьеву. – Думаю, был бы жив – сейчас занимался бы кинематографом, – считает Сергей Александрович. Премьера фильма была назначена в кинотеатре «Ударник». Режиссер задумал устроить вместе с показом и выставку авангардной живописи, и концерт неформальных групп. Директор кинотеатра написал первому секретарю Московского горкома Борису Ельцину письмо, где высказался, что «эти неформалы сожгут кинотеатр, который находится рядом с Кремлем». Ельцин приказал премьеру отменить. Тогда Соловьев обратился с телеграммой к самому генеральному секретарю Михаилу Горбачеву. И как ни странно, сработало: Михаил Сергеевич премьеру разрешил. Правда, прошла она все-таки не в центре Москвы, а в доме культуры электролампового завода. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2019.