Как "сухой закон" повлиял на "Любовь и голуби"
«Любовь и голуби» можно назвать одной из последних классических комедий Советского Союза — безусловно смешная, лишенная пошлости, добродушная и немного грустная.
Сначала был популярная пьеса, написанная Владимиром Гуркиным на основе реальной истории земляков Гуркина Василия и Надежды Кузякиных. Причем Надюху на сцене также играла Нина Дорошина. У Меньшова не было сомнений, кто должен исполнять главную роль в картине, однако он опасался, что актриса может отказаться повторить свою роль снова. Пробы проходила и Любовь Полищук, но после согласия Дорошиной вопрос был снят.
Актера на роль Васи искали дольше. Неубедительными оказались и Виктор Борцов, и Борис Сморчков, и даже Сергей Юрский. Зато Александр Михайлов, сам забайкальский сибиряк, великолепно справился с пробами. А безупречные городские интеллигенты Сергей Юрский и Наталья Тенякова превосходно перевоплотились в дядю Митю и бабу Шуру.
Роль Раисы Захаровны в исходной пьесе была эпизодическая, персонажа додумывали уже на площадке. Ее могли сыграть Наталья Кустинская, Татьяна Доронина, пробы прошла даже Вера Алентова. Но всех переиграла Людмила Гурченко.
Кстати, отснятого материала вполне хватало на 2 серии, и роль дяди Мити была гораздо больше. Но госкомиссия решила иначе. В рамках антиалкогольной компании все сцены с выпивкой сначала хотели отправить под нож. Режиссер отказался делать правки, монтаж доверили другому человеку, но порезанная картина буквально разваливалась на отдельные кадры. Тогда Меньшова вернули, и он путем компромиссов отстоял некоторые эпизоды. Но семь сцен были безвозвратно уничтожены.
Например, сон Василия Кузякина, в котором он оказывается в баре и пьет коктейль через трубочку, а перед ним танцует Раиса Захаровна. Посмотрев по сторонам, он увидит и Надюху с детьми, и дядю Митю с бабой Шурой, которые тоже пьют коктейли. В этот момент его по щекам бьет голубь, и он просыпается в квартире Раисы Захаровны, в компании щенка. Тут раздается грохот и Кузякин вынужден ловить скачущую стиральную машинку с бельем.
Также планировалась сцена с бегущим пастухом, за которым мчится стадо овец. Василию он объясняет, что привезли пиво. Но все это не вошло в ленту, чтобы не смущать зрителей, и без того измученных «сухим законом».