За что положили на полку фильм “31 июня”

«31 июня» можно смело назвать первым фильмом-мюзиклом в советском кино, и наверно самой стильной картиной эпохи, причем это касается и нарядов, и музыки. Но именно поэтому история создания ленты и ее телевизионная судьба оказались столь драматичными.

За что положили на полку фильм “31 июня”
© Кадр из фильма "31 июня"

Нина Фомина написала свой сценарий на основе ироничной повести Джона Пристли, но не слишком придерживалась оригинала. Стержнем истории стала фантастическая история любви между принцессой Мелисентой из XII века и художником Сэмом Пенти из XXI века. Режиссером стал мастер музыкальных фильмов и знаток балета Леонид Квинихидзе.

Кстати, сначала роли должны были исполнить драматические актеры. Например, Мелисенту могли сыграть Ирина Алферова или Елена Шанина, Лемисона — Андрей Миронов, а леди Нинет — Ирина Понаровская и даже Алла Пугачева. Но Квинихидзе решился на смелый ход — пригласить балетных артистов. Почему смелый? Дело в том, что балетные танцовщики имели репутацию ненадежных — слишком часто они оставались заграницей во время гастролей. Позже это сыграет роковую роль для фильма.

© Кадр из фильма "31 июня"

Так Наталья Трубникова стала Мелисентой, Людмила Власова — леди Нинет, а Александр Годунов — Лемисоном.

Впрочем, решение режиссера было логичным, ведь в фильме было запланировано много сложных танцевальных номеров. Исключением стал Николай Еременко-младший, сыгравший главного героя. Причем он сомневался, стоит ли играть, и настоял, чтобы его герой никаких па не совершал, и тем более не пел. А вот в остальных ролях сыграли драматические артисты — Этуш, Полищук, Зельдин.

В Гостелерадио к фильму с самого начала отнеслись настороженно — не нравились и чересчур дерзкие полупрозрачные наряды актрис, и подчеркнуто западная музыка — от французской эстрады до американского кантри.

© Кадр из фильма "31 июня"

И все же 31 декабря 1978 года фильм вышел на телеэкраны. Песни из него мгновенно стали хитами, позже выпустили пластинку. Однако триумф длился недолго — 23 августа 1979 года Александр Годунов просит политического убежища в США, куда вместе с театром уехал на гастроли. Фильм фактически запрещают к показу на семь лет. По этой же причине Наталье Трубниковой не удалось продолжить карьеру в кино. Ее не утверждали ни на одну роль, подозревая, что однажды балерина тоже эмигрирует.

Впрочем, картину как будто преследовали политические дрязги. В 1982 году композитор фильма Александр Зацепин уехал во Францию, от чего стали придираться и к песням. Цензоры находили совершенно нелепые намеки там, где их не было. Например, в романтическом шлягере «Мир без любимого» усмотрели намек на худрука Таганки Юрия Любимова, который был лишен советского гражданства и остался заграницей.

Лишь с началом перестроечных реформ прекрасный фильм вернулся на экраны.