Музыка нас развязала: «Успех» Павла Руминова
Она похожа на Пи Джей Харви, он – на Курта Кобейна. Оба зарабатывают на жизнь, играя на улице. Однажды они столкнутся в людном месте, чуть не поругаются за выгодную точку, а потом вместе исполнят песню для пьяной компании и решат, что вдвоем веселее. Лиза (Юлия Снигирь) сразу скажет Артему (Роман Курцын в блондинистом парике), что заводить детей пока не собирается. Сначала карьера, а уже потом беременность. Однако первые же крупные гастроли пары накрываются из-за положительного теста. Дальше действие перепрыгивает на десять лет вперед. Группа Лизы и Артема так и не добилась никакого успеха, но зато разрослась до трех человек. В музыкальной семье подрастает дочь Вита (Мария Лобанова), ради которой вся троица идет на школьный конкурс и исполняет сочиненную мамой песню про джедаев рок-н-ролла. Быстро выясняется, что рождение ребенка не принесло Лизе счастья. Она глотает антидепрессанты и в какой-то момент решает бежать в Америку. Похожий на Мефистофеля продюсер (Павел Руминов) обещает ей золотые горы. После этого внезапного отъезда (Лиза оборвала все контакты и не оставила даже адреса) Артем остается наедине с дочерью. Поначалу дела у них идут из рук вон плохо. Отец кормит девочку фастфудом и чуть не оказывается с ней на улице из-за отсутствия денег на квартиру. Спасает ситуацию корпоратив, на котором Артем и Вита исполняют кавер на песню Игоря Николаева «Выпьем за любовь». Запись попадает в интернет, набирает миллионы просмотров – и вот уже известный продюсер (Алексей Чадов) предлагает отцу и дочери выгодный контракт. «Успех» стал третьим по счету фильмом выборгской программы, лишившимся в титрах имени режиссера. Налицо неприятная тенденция: продюсеры и постановщики в российском кино все чаще не могут договориться о праве на финальный монтаж. Такая же судьба постигла картину «Подкидыш», вольный ремейк знаменитой советской комедии. Ее снимал режиссер Олег Асадулин, но теперь в титрах будет указан Сергей Васильев. Еще громче прогремел скандал с фильмом «Элефант». Его автор Алексей Красовский настаивает на том, что продюсеры, перемонтировав ленту, исказили ее смысл. Успех Случай «Успеха» - самый печальный. Если «Элефанта» сократили всего на три минуты, то музыкальная комедия, снятая Павлом Руминовым, стала короче на целый час. Об этом написала в социальных сетях исполнительница главной роли Юлия Снигирь. Вместо 2,5 часов экранного времени осталось 95 минут. Это, конечно, уже не просто правки – это два разных фильма. По замыслу режиссера, «Успех» должен был стать завершением своеобразной трилогии, начатой картинами «Я буду рядом» и «Статус: Свободен». Конфликт можно нащупать даже без сравнения режиссерской версии с продюсерской. Он вполне очевиден. Если оперировать музыкальными метафорами, то автор, снимая это кино, явно воображал себя джедаем рок-н-ролла, а люди, которые за ним переделывали, хотели что-то такое, с чем можно выступить на провинциальном концерте ко Дню Петра и Февронии. В результате получился фильм редкой неказистости, проигрывающий на каждом из обозначенных рубежей. Он не работает как сатира на шоу-бизнес. Герой-продюсер откровенно жалок, пародия на Стаса Михайлова слишком топорна, ругать «попсу» за «бездуховность» можно было лет десять-пятнадцать назад, а сейчас это уже крик в никуда. Сцена, в которой папа и дочь снимают клип в красном бархате и золоте, наглядно показывает, что создатели фильма сильно отстали от жизни. Когда-то такое действительное крутили по MTV, но с тех пор все музыкальные каналы испустили дух, и даже Филипп Киркоров заказывает что-то разухабистое и постмодернистское у Александра Гудкова и презентует это не на телевидении, а на YouTube. Музыкальное наполнение просто бездарно. Зрителям предстоит несколько раз услышать «Выпьем за любовь» в новой аранжировке из уст маленькой девочки – довольно странный выбор для фильма, герои которого сравнивают себя с «Нирваной». Песня про джедаев, в общем, тоже не шедевр, но ее все-таки писали для шуточного школьного концерта. Хуже всего дело обстоит с семейными ценностями. Тут «Успех» встает в один ряд с фильмом «Временные трудности», который тоже стремился причинить своему зрителю добро довольно странными методами – например, сравнивая выпуск бракованной заводской болванки с рождением ребенка с ДЦП. В «Успехе» расклад такой. Мама, сидящая на антидепрессантах и чуть не отказавшаяся после рождения дочери от своей мечты, держала на себе весь дом. После ее ухода папа при наличии двух здоровых рук и двух здоровых ног не в состоянии приготовить дочери ужин, прибраться и даже заработать денег на жилье (средства в семье появляются только благодаря расторопности девочки). Потом отец эксплуатирует талантливого ребенка и временами срывается на нем. Когда же героиня Снигирь пытается вернуться, муж отказывает ей в свиданиях с дочерью и с помощью адвоката угрожает навсегда отобрать родительские права. Потом, правда, смягчается, прощает и, кидая ласково-снисходительное «Да кому ты еще нужна?», принимает обратно в семью. Все счастливы и поют. Наверное, это задумано как хэппи-энд. Небрежность драматургическая влечет за собой небрежность художественную. Студийный звук там, где он должен быть живым. Сбивающийся ритм. Неуместные финальные флэшбеки, совершенно не вписывающиеся в общее повествование. Вместо Романа Курцына все 95 минут играет его парик. Хочется верить, что в оригинальной версии Павла Руминова где-то была спрятана фига в кармане в виде иронии, и счастливое воссоединение семьи не выглядело как тотальное унижение женщины. Надежды на это, впрочем, мало. Успех в представлении российских режиссеров – это когда в финале можно выпить за любовь. Других опций у героев нет.