Они снимают фильмы на обычный телефон. За это можно получить «Оскар»
Всем известна поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Особенно актуальна она в тех случаях, когда речь идет о чем-то малоизвестном. Далеко не все знают, например, что на смартфон можно снимать настоящие фильмы. Однако это более чем реально. «Лента.ру» и Sony Xperia рассказывают о лучших фильмах, снятых на телефон. В истории все движется в сторону демократизации технологий. Если когда-то художники сами варили краски, что было трудным и недешевым делом, то сейчас проще простого их купить их — или даже бесплатно порисовать с помощью специальных компьютерных программ. Если когда-то компьютер с памятью в несколько мегабайт стоил просто баснословных денег и имел размеры немаленькой комнаты, то сегодня за относительно небольшие деньги можно приобрести смартфон, который в миллионы раз мощнее компьютеров пятидесятилетней давности. И кино в этом плане не исключение. Когда-то оно было уделом больших компаний, готовых выделить на съемки дорогостоящее оборудование, а сейчас любой может снять свое кино. Нужно лишь иметь смартфон. Новые технологии позволяют снимать кино практически без подготовки. Чтобы сделать репортажные кадры для документалки, достаточно включить камеру на телефоне. И это абсолютно бесплатно. Да, безусловно, при съемке мобильного кино используют дополнительное оборудование, которое в разы повышает качество съемки. Например, стедикам — это такая вещь, которая фиксирует смартфон и позволяет снимать более плавно. Фактически любая селфи-палка — это стедикам. Операторы мобильного кино, которые по совместительству часто бывают и режиссерами, и сценаристами, используют еще и специальные линзы на камеру смартфона, чтобы улучшить качество изображения. Впрочем, многие смартфоны, например, Xperia 1 от Sony, предлагают такую камеру, которой можно пользоваться для съемки фильмов и без дополнительных линз. Приобретение дополнительного оборудования может затормозить творческий процесс. Не переживайте! Можно обойтись и без него. Достаточно скачать нужное приложение на смартфон, чтобы снимать по-настоящему профессионально. Kinomatic Это полнофункциональная профессиональная видеокамера для смартфона. Полный контроль при съемке, разрешение видео — до 4K. Возможность работы со звуком и внешними микрофонами. В приложение входит встроенный профессиональный видеоредактор с возможностью наложения титров и визуальных элементов. Filmic Pro Приложение для записи видео на смартфон с полным контролем фокуса, экспозиции, баланса белого, уровней звука, выбора микрофона, разрешения обладает полным набором для профессиональной съемки, постоянно обновляется и поддерживается разработчиками. Cinema Pro Это приложение, предустановленное на Sony Xperia 1, использует разработанную Sony технологию цифровых кинокамер. Вы можете создавать идеальные видео путем установки профессиональных параметров и настройки цветов совершенно бесплатно. Open Camera Одно из немногих профессиональных приложений для съемки видео, которое распространяется с открытым кодом и бесплатно. Набор функций внушителен: автоматическое и ручное управление настройками в процессе съемки, выбор форматов съемки, управление цветом в кадре, тегирование видео и автоматическое сжатие для уменьшения веса конечного файла. Action Movie FX А это приложение предназначено для того, чтобы вы не заморачивались с установкой сложных компьютерных программ для создания спецэффектов. Приложение предлагает огромный выбор визуальных эффектов — от стихийных бедствий до космических кораблей. Часть пакетов придется купить, но превью бесплатно: перед оплатой вы увидите, как эффект будет смотреться в вашем видео. Считается, что одним из первых авторов мобильного кинематографа стал кореец Пак Чхан Ук — автор культового фильма «Олдбой». Чхан Ук снял в 2011 году короткометражку в жанре нуар — «Ночная рыбалка». По сюжету, человек пошел на рыбалку, но вместо рыбы выловил утопленницу — сюрреалистичная история, пробирающая до жути. Посмотрите на качество картинки — его можно сравнить с качеством профессиональных камер начала 90-х. И это то, на что были способны смартфоны почти девять лет назад. Впечатляют ночные съемки. И сегодня не все смартфоны могут позволить себе качественную картинку в темноте, но с помощью уже упомянутых линз эту проблему можно решить. Чхан Ук справился с этим виртуозно, за что и получил на одном из главных фестивалей мира — Берлинском — «Золотого медведя». Это очень престижная награда. В списке других лауреатов — Хаяо Миядзаки за мультфильм «Унесенные призраками», Терренс Малик за фильм «Тонкая красная нить», Годар с «Алфавилем» и Роман Полански с фильмом «Тупик». Мы не утверждаем, что этот фильм был действительно первым, снятым на мобильный телефон, однако он один из первых, удостоенных такого внимания и таких наград. Следующий фильм считается одним из первых полнометражных фильмов, снятым на мобильный телефон. Речь о «Беспокойстве в голове». Режиссер Рик Фошейм, до этого снявший полнометражку «Ханна. Совершенное оружие» «классическим» способом, снял «Беспокойство в голове» на мобильный в 2014 году. «Ханна» стоила 30 миллионов долларов, а собрала в прокате почти 60 миллионов — мы хотим сказать, что Фошейм не любитель, а профессионал, но при этом взялся за мобильное кино. Он обыграл съемку на смартфон интересным образом. По его задумке, несовершенство картинки должно отражать то, что испытывает главный герой, получивший травму головы вследствие аварии. Еще один фильм, претендующий на то, чтобы называться первым полнометражным мобильным кино, — «Неправильный "Феррари"» Адама Грина. Это художественная полнометражка музыканта Адама Грина, сооснователя группы The Moldy Peaches. Во время гастролей по Европе Грин придумал сюжет «Неправильного "Феррари"» и снял его полностью на смартфон на тех же гастролях. В целом это все же любительское кино, хотя в нем есть то, что можно назвать стилем. Много обнаженки, наркотиков и плохой актерской игры — это про фильм Грина. Тем не менее кино вошло в историю как одно из первых, снятых на мобильный телефон. Качество работы тоже позволит войти в историю. Малик Бенджеллуля, режиссер документалки «В поисках Сахарного человека», снял часть реконструированной хроники для фильма на дорогую 8-миллиметровую пленку, однако деньги в какой-то момент кончились. Тогда режиссер установил на свой смартфон приложение Vintage Camera, имитирующее пленочное изображение, и доснял фильм. Картина получила «Оскар». Если вы намереваетесь сделать что-то для киноиндустрии — самое время взять телефон и снять свой фильм. Потом отправьте заявку на конкурс мобильного кино. Для участия нужно снять короткий метр на смартфон, заполнить заявку до 25 августа и ждать оценки жюри и пользователей. Главным критерием отбора станут оригинальность и креативность работы. Победитель получит смартфон Xperia 1 и сможет выбрать еще один приз: годовое обучение в Московской школе кино или технику для съемок. За второе место полагается флагман Sony — Xperia 1 в комплекте со штативом для мобильной съемки или смартфон Xperia 10 Plus. Поторопитесь: мест в истории кино осталось не так много! От первых — к главному. Один из самых известных мобильных фильмов — «Мандарин» Шона Бейкера, снятый на смартфон. Этот фильм — настоящий прорыв в области мобильного кино. «Мандарин» сделал фильмы, снятые на смартфон, способными конкурировать с продукцией классического кинопроизводства. Его первые зрители до самых титров не догадывались, что фильм полностью снят на смартфоны — создатели этого не афишировали. Премьера состоялась на одном из самых знаменитых фестивалей мира «Санденс», после чего прошел в прокате, заработав более 700 тысяч долларов при бюджете в 100 тысяч. Даже то, что фильм, который сложно отличить от снятого на дорогое оборудование, можно снять за 100 тысяч, — это само по себе огромное достижение для киноиндустрии. В «Мандарине» рассказывается о двух проститутках-трансгендерах, которые передвигаются по Лос-Анджелесу в поисках бойфренда одной из них. Благодаря используемым средствам съемочная группа была настолько компактной и неброской, что могла снимать прямо на улице, не привлекая внимания прохожих. В съемочном процессе было использовано три смартфона и немного вспомогательной техники, включая уже известные линзы для камеры и стедикамы. Важно понимать, что все упомянутые фильмы используют некоторые погрешности в качестве картинки как преимущество. Такие картины выглядят камерными, личными, будто не кино смотришь, а подсматриваешь за жизнью. Возможно, сейчас изобретается новый киноязык: вполне вероятно, что в будущем смартфоны будут конкурировать с кинокамерами — режиссер сможет выбирать технику в зависимости от задачи. Присоединитесь к историческому моменту, приняв участие в конкурсе мобильного кино. До этого мы говорили об иностранных авторах, но и в России есть мастера, которые заявили, что мобильное кино — это полноценное кино. Например, Сергей Цисс, снявший короткометражный фильм «Спички». Кстати, снял он его еще в 2007 году, что делает его одним из первых создателей фильмов на смартфоне. Авторская короткометражка Сергея Цисса получила четыре приза международных фестивалей. Кроме мобильного телефона для съемок был использован любительский фотоаппарат. Киножурналист Михаил Брашинский для одного из своих режиссерских опытов обратился к жанру found footage. Это кино, которое будто снято на подручную технику одним из героев фильма. По сюжету, группа русских туристов едет в Финляндию за покупками. Но это день летнего солнцестояния — дата, в которую каждый финн съедает иностранца. Критиков результат впечатлил: на XX фестивале российского кино «Окно в Европу» Брашинскому вручили приз «За юмор и жанровую дерзость». Режиссер Борис Гуц снял на смартфон комедию «Фагот». Кроме телефона из техники была использована камера GoPro — то есть все действие зритель видит как бы от первого лица. Главный герой этого фильма пытается расстаться с девушкой-стервой, причем выбирает самый нелепый способ, запускающий цепь неожиданных последствий. Короткий метр «Нежность», снятый Анной Меликян по сценарию, написанному совместно с Александром Ципкиным, привлек к работе Константина Хабенского. Фильм был продан анониму за 13 миллионов рублей — все средства пошли в благотворительный фонд Хабенского, принявшего участие в фильме в качестве рассказчика. Это говорит о многом: во-первых, и российское кино, снятое на смартфон, может получать приличные деньги, а во-вторых, к съемкам мобильного кино можно привлечь настоящую звезду. Пожалуй, самый яркий пример того, что в ближайшем будущем кинокамеры могут потеснить смартфоны, — фильм Зака Снайдера «Снег, пар, железо». Это очень красиво. Кадры, которые, казалось бы, возможны только в голливудском блокбастере, очень органично смотрятся в мобильном фильме режиссера, снявшего «Хранителей», «Бэтмена против Супермена» и мультфильм «Легенды ночных стражей». Четырехминутный короткий метр, снятый за один уикенд, доказывает, что главное — не стоимость камеры, которой вы пользуетесь, а ваше желание сделать что-то крутое.