Снимают как в Нигерии, тратят как в Европе. Скандал в украинском Госкино
Блогер Анатолий Шарий обратил внимание, что украинская журналистка Янина Соколова получила 400 тысяч гривен на производство программы (по сути блога) для YouTube-канала. А также указал на личные связи конкурсантки с руководством фонда, что порождает конфликт интересов при независимом и конкурсном формате распределения финансирования. Тему подхватили украинские СМИ и указали, что в Госкино царит междусобойчик, где деньги получают «свои». Пробиться за поддержкой молодым и талантливым режиссерам с улицы почти невозможно. Журналист Наталья Влащенко прокомментировала на своей странице в ФБ: «Волею судьбы эпизодически посмотрела заседание ведомства Филиппа Ильенко (Госкино). Я не буду говорить о том, кому выделяют (своим-не своим, талантливым-бездарным и пр.), я не буду говорить про кумовщину и откаты, о которых пишут журналисты (этим пусть НАБУ занимается), я не буду говорить о многом другом… Меня поразил уровень разговора во время заседания, мотивация («оце ж треба підтримати патріотів») и визуальный ряд этого всего действа… «оце ми зараз… тут.. будемо пропагувати українське кіно… » Гребанный колхоз. Извините, но иначе не скажешь. Все эти конторы надо закрывать». Действительно, Госкино, выбирая, кому оказать финансовую поддержку, а кому отказать, руководствуется не качеством сценария, а «патриотической составляющей» картины. По итогам последнего питчинга больше всего денег получили такие картины: биографический фильм о Лесе Украинке "Леся" грузинского режиссера Наны Джанелидзе (госфинансирование 50 млн грн), новая картина Сергея Лозницы "Бабин Яр" (49 млн грн), экологический экшн "Антропоцен" Мирослова Слабошпицкого (48 млн грн) и кинопроект Виктории Трофименко о Голодоморе "Яков" (48 млн грн). При этом все профинансированные Госкино украинские картины (такого же образца) в прошлом году провалились в национальном прокате. И большинство даже лояльных кинокритиков сами признали низкое качество продукта. На украинское кино не ходит украинский зритель просто потому, что оно плохо снято. Зритель всегда голосует гривной. А итог 2018 года таков, что украинские фильмы в прокате собрали около 198 млн гривен. При этом только лишь из госбюджета на их производство государство потратило более пятисот миллионов гривен. Согласно данным Госкино, в прошлом году в прокат вышло 35 фильмов украинского производства, 22 из которых были профинансированы при поддержке государства. Это наивысший показатель за последние пять лет. Но и полный инвестиционный провал. И дело не только в неокупаемости картин, а в том, что они плохо выполняют свою главную миссию — пропагандистскую. Чемпионы по госпомощи и провалу в прокате — фильмы, призванные повышать градус национального самосознания. А их по факту никто не смотрит. Значит, идея тоже не работает. Вот статистика расходов государства на патриотичные картины и их сборы в кинотетрах: «Позывной Бандерас» (получил почти 20 млн гривен госфинансирования, а заработал 1,9 млн), «Тайный дневник Симона Петлюры» (23,6 млн потратило государство, а фильм в прокате заработал 1,1 млн), «Донбасс» (16,7 млн гривен расходы бюджета, 1,5 млн заработок в кинотеатрах), «Брама» (почти 9 млн гривен расход, 1,1 гривен приход). Информационный скандал вокруг последнего распределения бюджетных средств не случаен, убеждены эксперты. Очевидно, в Госкино назревают кадровые перестановки и аудит эффективности затрат. И если, в частности, скандал вокруг денег на проект Янины Соколовой на первый взгляд не стоит обсуждения (цена вопроса всего 16 тысяч долларов), в целом Госкино оперирует значительным бюджетом. Только в результате последнего питчинга на игровое кино выделены рекордные 1,5 млрд гривен. И вот как и кому их распределяли, новая власть намерена разобраться. Политолог Кость Бондаренко прокомментировал для Украина.ру ситуацию вокруг Госкино в частности и рассказал о «расцвете» украинского патриотичного кинематографа в целом. — Вполне возможно, что во власти вдруг кто-то понял, что этим информационным скандалом тоже можно воспользоваться. Понятно, что люди в окружении Зеленского не чужды кинематографу. Давно велись дискуссии, куда и на что идут бюджетные деньги, которые выделяются на кино. Украинское кино — это еще то плачевное явление, потому что если сравнивать с «золотой эпохой» (начиная с Довженко и заканчивая старшим Ильенко), и то, что сейчас продуцируется безвкусица и серость, правомерно возникают вопросы, на что выделяются средства. Творческими наработками Шария могут воспользоваться политики, чтобы провести операцию, чтобы установить контроль над Госкино и бюджетными средствами, которые выделяются на кинематограф. Ведь даже свою пропагандистскую задачу Госкино выполняло крайне плохо. По Станиславскому: «Не верю». Посмотрите фильм «Круты», «Дневник Петлюры» — они не имеют ничего общего с реальной историей, и даже с пропагандой. Это слезоточивые истории, которые скорее относятся не к жанру исторического кино, а к жанру костюмированных мелодрам. Когда я говорю об украинском кино, я всегда провожу одну аналогию. Сегодня безусловным лидером снимаемых фильмов в мире является Нигерия. Не Голливуд, и даже не Болливуд. Но средний бюджет нигерийского фильма составляет от 400 до 10 тысяч долларов. Представляете этот уровень? Украинцы снимают на уровне нигерийцев, но при этом в сто раз больше средств расходуют. У нас в Госкино обращаются, имея в виду, что государство = дармовые деньги. Потому что если обратиться к бизнесменам, они очень хорошо считают каждую копейку. И соответственно им нужно предлагать конкурентоспособный продукт. А так можно предложить полную туфту, пользуясь знакомствами и дружбой, и получить госфинансирование. В конечном итоге Госкино получило то, что и должно было получить, — пристальное внимание президента страны, который на самом деле является экспертом именно в области создания, финансирования и промоушена кинопродукции. И, похоже, работники Госкино, рьяно в свое время защищавшие Украину от кинопродукции нынешнего главы государства Владимира Зеленского, нарвались на крупные неприятности.