Как создавался фильм "Быть Харви Вайнштейном"
22 августа кинокомпания "Пионер" выпустит в прокат документальную картину Урсулы Макфарлейн "Быть Харви Вайнштейном". Пока же предлагаем вашему вниманию историю создания этого фильма, обречённого стать бестселлером. Обращение режиссёра Урсулы Макфарлейн Когда продюсер Саймон Чинн позвал меня сделать с ним этот документальный фильм, я сразу поняла, что для меня это идеальное кино. В эпоху растущего гендерного неравноправия фильм о Харви Вайнштейне позволил бы поднять такие темы, как власть, насилие, сообщничество и круговая порука — все эти темы отзывались во мне, поскольку я всегда стремилась дать женщинам голос через свои фильмы. Меня воспитывала мать-феминистка, и я с тревогой наблюдала, как безусловные успехи феминистской борьбы сменились апатией, культурой бесконтрольного повседневного сексизма, когда в Белом Доме сидит человек, самостоятельно признавшийся в привычке «лапать за причинное место» («pussy-grabber»). Эта история лично отозвалась почти для всех, с кем я о ней говорила. Женщины рассказывали мне свои истории под тегом #MeToo, некоторые мужчины тоже. Я режиссёр, и что может быть лучше, чем пролить свет на то, как обстоят дела в моей индустрии? Год спустя успех движения #MeToo рискует быть забытым, а уголовное дело против Вайнштейна выглядит гораздо менее состоятельным, чем девять месяцев назад, когда ему выдвинули обвинения: кажется, самое время рассказать широкой аудитории о патологии человека, который потратил жизнь на то, чтобы преумножать в своих руках власть, притеснять слабых и заметать следы. И всё это — внутри киноиндустрии, где я имею честь работать. Наш фильм построен как динамичная трёхактная драма, повторяющая структуру греческой трагедии: шокирующая гордыня, фатум, который опрокидывает ситуацию, и то, что, по мнению многих, станет некоторой формой кары. Некоторое время мы восстанавливали картину того, как Харви Вайнштейн пришел к успеху: как оттачивалась его харизма, его очевидный талант рассказчика и хватка бизнесмена, которые привели к тому, что он занял трон короля независимой сцены Голливуда. Мы показываем, как позиция единого распорядителя на пути к успеху и богатству позволила ему притеснять молодых и слабых. В эмоциональном центре фильма — свидетельства о вменяемых Вайнштейну сексуальных домогательствах. Обвинители Вайнштейна воплощены в образе молодой актрисы, которую мы встречаем в самом начале, чьи мечты и надежды, по её мнению, всецело зависят от расположения Вайнштейна. Через её историю мы поймём вероломные отношения между наделёнными властью людьми, которым есть что предложить — и слабыми, которые отчаянно хотят того, что предлагают первые. Благодаря интервью с бывшими сотрудниками «Miramax» и «The Weinstein Company», многие из которых впервые выступили перед камерой, мы смогли изучить различные уровни круговой поруки, покрывающей насилие, но кроме того мы исследовали и само понятие согласия в области интимных отношений. Признавая то, какая цена стояла за тем, чтобы войти в мир Харви Вайнштейна, бывшие коллеги выражают своеобразный «комплекс вины спасшегося» и сожалеют, что не смогли сделать больше, чтобы остановить его. В довесок, молодая сотрудница компании, также впервые рассказывает на камеру о написанном коллеге сообщении, предупреждающем о токсичной культуре абьюза в «The Weinstein Company» — именно это сообщение попало в распоряжение газеты New York Times в октябре 2017 года и спровоцировало публикации обличительных материалов, повергнувших Вайнштейна. «Быть Харви Вайнштейном» — это мрачная притча о связи между противоправными сексуальными связями и динамикой власти. И несмотря на то, что конец истории Харви Вайнштейна ещё не написан и самые интересные её сюжетные повороты ещё впереди, нет сомнения в том, что шквал обвинений спровоцировал значительные перемены. В фильме явно ощутима та боль, которую испытали жертвы Вайнштейна, но есть и другое: ощущение, что страдания одного человека могут трансформироваться в силу коллективного действия. «Быть Харви Вайнштейном» — гимн акту нарушения молчания. Мы счастливы представить наш фильм на фестивале «Сандэнс» и внести свою лепту в этот важный разговор. История «Быть Харви Вайнштейном» — это актуальная притча для современников и будущих поколений. Очевидцы рассказывают историю головокружительного взлёта и падения титана киноиндустрии Харви Вайнштейна, объясняя, как именно ему удалось на протяжении десятилетий удерживать своих руках колоссальную власть. Бывшие сотрудники, сокурсники и журналисты размышляют о публичном образе Вайнштейна как визионера и детально описывают его циничные попытки удержать власть даже в момент неизбежно надвигающегося скандала. Честные, эмоциональные и зачастую болезненные показания очевидцев, многие из которых впервые говорят на камеру, делают «Быть Харви Вайнштейном» откровенным документальным свидетельством, которое отражает метод и последствия вменяемых Вайнштейну преступлений. И пока уголовное дело против Харви Вайнштейна всё ещё продолжается, фильм задаётся вопросом, действительно ли сильные мира сего стоят выше власти, и возможно ли на самом деле что-то изменить. Почему появился проект «Быть Харви Вайнштейном»? Вскоре после того, как в октябре 2017 года в адрес Вайнштейна публично прозвучали обвинения в сексуальных домогательствах, Саймон Чинн начал обсуждать с топ-менеджером BBC Саймоном Йангом документальный фильм, который мог бы рассказать историю Харви Вайнштейна так, как она ещё не была рассказана, несмотря на километры готовящихся к печати газетных полос. Рассматривая эту возможность, Саймон Чинн и его бизнес-партнёр в компании «Lightbox» Джонатан Чинн пришли к выводу, что амбициозный документальный фильм для кинопроката — достойный вызов. Но они чувствовали, что подобный фильм будет оригинальным, только если сможет охватить всю многогранность растянувшейся на шестьдесят лет истории, и только если будет способен передать её со всеми нюансами, внутренними противоречиями и с точки зрения внутренних участников, представляющих откровенные и отрефлексированные свидетельства о случившемся. Ранее никто не рассказывал историю взлёта и падения Вайнштейна в контексте всей этой новой информации, и необходимо было придумать такой подход, чтобы фильм нашел отклик у аудитории по всему миру и затронул заложенные в историю вечные темы: власть и её границы, связь между мужской властью и сексом — и главный вопрос, стоящий в центре самой защиты Вайнштейна: что может считаться согласием в контексте неравных силовых отношений? Когда началась работа над фильмом? Саймон Чинн обратился к Урсуле Макфарлейн в ноябре 2017 года, и она тут же согласилась стать режиссёром фильма. Макфарлейн уже работала над предыдущим проектом компании «Lightbox» — сериалом о захвате заложников «В плену» («Captive») для Netflix — и Чинны чувствовали, что эмпатия, ум, журналистское усердие и талант рассказчицы делают её идеальным кандидатом на ключевую роль в проекте. Продюсер Поппи Диксон, уже работавшая с Саймоном Чинном над фильмом-обладателем премии BAFTA «Самозванец», и лауреат премии BAFTA монтажёр Энди Ворбойз дополнили костяк продюсерской и монтажной команды, и в начале февраля 2018 года в Лондоне начался пре-продакшн картины и тщательное исследование темы. Сложности во время подготовки фильма На протяжении всей работы продюсеры знали, что главной проблемой будет доступ к информации. Эта история разворачивается в реальном времени, и последняя её глава ещё только впереди, так что мы осознавали, что столкнёмся с различной степенью открытости к взаимодействию с нами. Но мы также понимали, что людей, работавших с Вайнштейном на протяжении многих лет и обладающих уникальными сведениями о его поведении, огромное количество, и нам есть из чего выбирать. Это история, связанная с конкретной индустрией, и мы чётко осознавали, что нам нужно смотреть и за её пределы, в целом на тот мир, в котором мы живём. Мы знали, что наша перспектива инсайдеров будет крайне полезна, но в ней есть и свои подводные камни. Поэтому мы в той же степени хотели быть уверены, что мы, как и всегда, подошли к этой истории ещё и как сторонние наблюдатели и не попали в ловушку, сделав фильм «для своих», а обратились к максимально широкой аудитории, той, которая способна связать частные элементы истории с той темой, которая звучит по всему миру и резонирует со многими людьми. Как вы работали с источниками и героями? Рассказать о жизни и карьере Харви Вайнштейна, параллельно с рассказом о растущих обвинениях против него, было пугающей задачей. Мы сформулировали список из 600 имён людей со всего мира, которые обладали инсайдерской информацией о его истории. Мы связались с почти 400, и 128 из них согласились поговорить с нами — многие не под запись. В результате на протяжении 9 месяцев мы снимали 29 человек, и большинство из них попало в финальный фильм. Эти люди представляют различные аспекты жизни и карьеры Хайрви Вайнштейна на протяжении 60 лет — и это самая широкая группа людей, когда-либо озвучивающая эту историю на экране. Многие из наших героев до этого никогда не рассказывали о своём опыте на камеру. Мы чётко понимали, сколько такта и эмпатии будет необходимо для того, чтобы говорить с женщинами, воскрешающими болезненные воспоминания на глазах у всего мира. Для нас было открытием, что многие проявили храбрость и мужество, чтобы высказаться на камеру, порой впервые, — и это благодаря той журналистской работе, проложившей путь до нас, и оглушительному международному отклику, который она получила. В то же время люди из индустрии были более закрыты. Те, кто тесно работал или имел партнёрские отношения с Вайнштейном, часто выражали сложную гамму эмоций и во многих случаях чувствовали, что они скорее потеряют, чем выиграют от интервью на камеру. Но некоторое количество ключевых личностей всё-таки приняли участие в проекте, и мы очень благодарны тем, кто внёс свой вклад в фильм, снявшись в нём, и тем, кто помогал и консультировал нас за кадром. Как продолжающееся расследование по делу Харви Вайнштейна отражено в фильме? Эта история всё ещё живёт внутри юридических процессов — по уголовным делам, по которым защищается Вайнштейн, и многочисленным гражданским искам, которые были выдвинуты против него. В фильме упоминается текущее следствие и защита Вайнштейна в Нью-Йорке, однако рассказать о подноготной разворачивающейся судебной драмы никогда не было нашей амбицией и превосходило бы наши возможности. Вместо этого продюсеры решили сконцентрироваться на истории, предваряющей события 2017 года, чтобы попробовать понять и пролить свет на то, как стало возможным то, что случилось и задать более глобальные вопросы о нашем мире накануне разверзшегося скандала. Был ли это иной мир, чем тот, в котором мы оказались сейчас? Пока мы работали над фильмом, в судебном преследовании против Вайнштейна начали появляться настоящие проблемы и победное настроение тех, кто надеялся, что Вайнштейна настигнет справедливость, ощутимо поменялось. Но кроме участия в уже развернувшейся полемике, мы всегда стремились к тому, чтобы отвлечься от плетущихся интриг и собрать документальные свидетельства не только для современников, но и для того, чтобы наши дети смогли поразмышлять об ушедшей эпохе.