Любимый ученик Мейерхольда Эраст Гарин часто бывал на даче у своего учителя в Балашихе
Всесоюзно известный как минимум четырём поколениям советских детей Король из «Золушки» Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия – Герасимов) родился в 1902 году в Рязани в семье лесничего. Эрастом звали и деда великого актера. Имя это – древнее, оно имеет греческое происхождение и переводится как «прелестный», «красивый» или «любимый», и называли этим именем самых долгожданных сыновей. В 1919-1921 годах «простоволосый, с голубыми глазами юноша» выступал в Рязанском гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной армии). В 1926 году окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР. В 1934 году Гарин — актёр Рабочего театра Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, в 1922–1936 годах выступал на сцене театра им. В. Э. Мейерхольда. В 1936–1949 — актер и режиссёр Ленинградского театра комедии. С 1946 года — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве. Актёр и режиссер на студиях: «Белгоскино», «Ленфильм», «Союздетфильм» (с 1930-го). Оригинальнейший актёрский дар Гарина заметил и поощрил Всеволод Мейрхольд, благодарность к которому Эраст Павлович сохранил до конца своих дней. Всю жизнь он не скрывал своей принадлежности к школе Мейерхольда. Между прочим, спектакль, в котором увидел Гарина Мейерхольд, игрался в том самом доме на Арбате, куда привёл из-под венца, то есть из соседней церкви Большого Вознесения, свою красавицу-жену Александр Сергеевич Пушкин. Режиссёр, в свою очередь, ценил его аналитический трезвый ум, прислушивался к его мнению, обсуждал с ним предстоящие театральные постановки. Они стали настолько близкими друзьями, что последний перед арестом вечер Мейерхольд провёл с Гариным и его женой Х. Локшиной, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба» (1936). В 1937–1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Гарин оказался одним из немногих, кто не отрекся от учителя. Уже первые актерские работы сделали Эраста Павловича любимцем всей театральной Москвы. В одном из спектаклей он играл сразу семь ролей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. В другом (по пьесе Николая Эрдмана «Мандат», 1925) один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами персонажа Гарина. О. Л. Книппер-Чехова, вспоминая о походе на «Мандат» группы мхатовцев во главе со Станиславским, говорила, что в этот вечер было два спектакля: на сцене и в зале. Публика не знала, куда смотреть: то ли на сцену, то ли на Константина Сергеевича, который хохотал до слез. После спектакля Станиславский отправился за кулисы — поблагодарить и поздравить постановщика и актёров. Гарина искали, но не нашли — он сбежал. Эту ненормальную застенчивость Гарин сохранил до конца дней. Актёр обладал ярко выраженной комической внешностью. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей — в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его работ стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971), собравшей 60 миллионов зрителей. Фильмам с ним всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высочайшем уровне актёрского мастерства. Всем жителям Союза был знаком надтреснутый, но чрезвычайно харизматичный и обаятельный голос Гарина — по радиопостановкам, а главное, по мультфильмам, которых Гариным озвучено аж сорок! Это Гусь Мартин в «Заколодованном мальчике», Професор в «Двенадцати месяцах», Селезень-вожак в «Лягушке-путешественнице», наконец, Ослик Иа в мультфильме «Винни-Пух и день забот». «Вспоминают, — пишет С.Капков в книге «Мастера дураковаляния», — что он всегда внимательно изучал внешний образ своего героя, выдерживал длинную паузу и шёл курить. С сигаретой в зубах рассказывал анекдоты, байки, интересовался жизнью и заботами союзмультфильмовцев, а потом входил в тон-студию и мгновенно перевоплощался. «Замечательно, великолепно!» — кричали режиссер и звукооператор. Но Гарин требовал записать второй дубль и выдавал совершенно иной характер. «Потрясающе!» — восхищались все вокруг. Но актер не унимался, и вскоре перед сраженным режиссером вставала труднейшая задача — выбрать из этого богатства что-то одно…» «Эраст Гарин был человеком неординарным и необычным, немного «не от мира сего», такой же сказочный персонаж, каких немало создал на экране, — пишет автор сайта Аниматор.ру. — Он удивительно играл людей добрых, наделяя их детской непосредственностью и обаянием…» «Жители Сказочного Королевства! А, жители Сказочного Королевства?!» — с радостным задором обращался его Король из «Золушки», казалось, ко всем людям в наивной надежде на то, что они станут добрыми и дружными. Но в жизни Эраст Павлович был жестко принципиальным человеком. Биограф Э.П.Гарина Андрей Хржановский в статье, посвящённой 100-летию артиста, свидетельствует: «В своей принципиальности Гарин не делал исключения даже для тех, кого горячо любил. Так, в одном случае Гарин пишет: «Цареву устраивается пышная встреча. Мастер (так он называл Мейерхольда) выписал автомобиль из Москвы и перекрасил в модный цвет. До чего надоели мне эти советские феодалы! Боже мой!..» Из другого письма: «Мастер говорил коммунистические речи. Но самое интересное, что ему никто не верит, даже из посторонних и видящих его в первый раз людей. Все аплодисменты и приветствия носили явно фарисейский характер». За семьдесят лет до вошедших нынче в моду презентаций Гарин пишет по поводу одного подобного сборища: «…Все это производит впечатление гнусного пикника на ворованные деньги…» В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась трагедия. Произошла авария, после которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, а второй практически перестал видеть. Его перестали приглашать в фильмы (исключение – как раз «Джентльмены удачи»). За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Ухаживала за ним любящая жена. Актёр скончался в начале осени 1980 года в своей рязанской квартире. По сообщениям советских СМИ, причиной смерти стала затяжная депрессия. Могила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы. Святослав Коновалов