Войти в почту

Любимый ученик Мейерхольда Эраст Гарин часто бывал на даче у своего учителя в Балашихе

Всесоюзно известный как минимум четырём поколениям советских детей Король из «Золушки» Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия – Герасимов) родился в 1902 году в Рязани в семье лесничего. Эрастом звали и деда великого актера. Имя это – древнее, оно имеет греческое происхождение и переводится как «прелестный», «красивый» или «любимый», и называли этим именем самых долгожданных сыновей. В 1919-1921 годах «простоволосый, с голубыми глазами юноша» выступал в Рязанском гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной армии). В 1926 году окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР. В 1934 году Гарин — актёр Рабочего театра Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, в 1922–1936 годах выступал на сцене театра им. В. Э. Мейерхольда. В 1936–1949 — актер и режиссёр Ленинградского театра комедии. С 1946 года — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве. Актёр и режиссер на студиях: «Белгоскино», «Ленфильм», «Союздетфильм» (с 1930-го). Оригинальнейший актёрский дар Гарина заметил и поощрил Всеволод Мейрхольд, благодарность к которому Эраст Павлович сохранил до конца своих дней. Всю жизнь он не скрывал своей принадлежности к школе Мейерхольда. Между прочим, спектакль, в котором увидел Гарина Мейерхольд, игрался в том самом доме на Арбате, куда привёл из-под венца, то есть из соседней церкви Большого Вознесения, свою красавицу-жену Александр Сергеевич Пушкин. Режиссёр, в свою очередь, ценил его аналитический трезвый ум, прислушивался к его мнению, обсуждал с ним предстоящие театральные постановки. Они стали настолько близкими друзьями, что последний перед арестом вечер Мейерхольд провёл с Гариным и его женой Х. Локшиной, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба» (1936). В 1937–1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Гарин оказался одним из немногих, кто не отрекся от учителя. Уже первые актерские работы сделали Эраста Павловича любимцем всей театральной Москвы. В одном из спектаклей он играл сразу семь ролей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. В другом (по пьесе Николая Эрдмана «Мандат», 1925) один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами персонажа Гарина. О. Л. Книппер-Чехова, вспоминая о походе на «Мандат» группы мхатовцев во главе со Станиславским, говорила, что в этот вечер было два спектакля: на сцене и в зале. Публика не знала, куда смотреть: то ли на сцену, то ли на Константина Сергеевича, который хохотал до слез. После спектакля Станиславский отправился за кулисы — поблагодарить и поздравить постановщика и актёров. Гарина искали, но не нашли — он сбежал. Эту ненормальную застенчивость Гарин сохранил до конца дней. Актёр обладал ярко выраженной комической внешностью. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей — в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его работ стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971), собравшей 60 миллионов зрителей. Фильмам с ним всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высочайшем уровне актёрского мастерства. Всем жителям Союза был знаком надтреснутый, но чрезвычайно харизматичный и обаятельный голос Гарина — по радиопостановкам, а главное, по мультфильмам, которых Гариным озвучено аж сорок! Это Гусь Мартин в «Заколодованном мальчике», Професор в «Двенадцати месяцах», Селезень-вожак в «Лягушке-путешественнице», наконец, Ослик Иа в мультфильме «Винни-Пух и день забот». «Вспоминают, — пишет С.Капков в книге «Мастера дураковаляния», — что он всегда внимательно изучал внешний образ своего героя, выдерживал длинную паузу и шёл курить. С сигаретой в зубах рассказывал анекдоты, байки, интересовался жизнью и заботами союзмультфильмовцев, а потом входил в тон-студию и мгновенно перевоплощался. «Замечательно, великолепно!» — кричали режиссер и звукооператор. Но Гарин требовал записать второй дубль и выдавал совершенно иной характер. «Потрясающе!» — восхищались все вокруг. Но актер не унимался, и вскоре перед сраженным режиссером вставала труднейшая задача — выбрать из этого богатства что-то одно…» «Эраст Гарин был человеком неординарным и необычным, немного «не от мира сего», такой же сказочный персонаж, каких немало создал на экране, — пишет автор сайта Аниматор.ру. — Он удивительно играл людей добрых, наделяя их детской непосредственностью и обаянием…» «Жители Сказочного Королевства! А, жители Сказочного Королевства?!» — с радостным задором обращался его Король из «Золушки», казалось, ко всем людям в наивной надежде на то, что они станут добрыми и дружными. Но в жизни Эраст Павлович был жестко принципиальным человеком. Биограф Э.П.Гарина Андрей Хржановский в статье, посвящённой 100-летию артиста, свидетельствует: «В своей принципиальности Гарин не делал исключения даже для тех, кого горячо любил. Так, в одном случае Гарин пишет: «Цареву устраивается пышная встреча. Мастер (так он называл Мейерхольда) выписал автомобиль из Москвы и перекрасил в модный цвет. До чего надоели мне эти советские феодалы! Боже мой!..» Из другого письма: «Мастер говорил коммунистические речи. Но самое интересное, что ему никто не верит, даже из посторонних и видящих его в первый раз людей. Все аплодисменты и приветствия носили явно фарисейский характер». За семьдесят лет до вошедших нынче в моду презентаций Гарин пишет по поводу одного подобного сборища: «…Все это производит впечатление гнусного пикника на ворованные деньги…» В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась трагедия. Произошла авария, после которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, а второй практически перестал видеть. Его перестали приглашать в фильмы (исключение – как раз «Джентльмены удачи»). За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Ухаживала за ним любящая жена. Актёр скончался в начале осени 1980 года в своей рязанской квартире. По сообщениям советских СМИ, причиной смерти стала затяжная депрессия. Могила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы. Святослав Коновалов

Любимый ученик Мейерхольда Эраст Гарин часто бывал на даче у своего учителя в Балашихе
© Большая Балашиха