Ещё
Первые кадры из сериала по «Стражам» Пратчетта
Первые кадры из сериала по «Стражам» Пратчетта
Сериалы
О чем запрещено шутить в Comedy Club
О чем запрещено шутить в Comedy Club
ТВ
"Оскар" обвинили в потакании режиссерам-мужчинам
"Оскар" обвинили в потакании режиссерам-мужчинам
Фильмы
Все, что известно о сериале по «Властелину колец»
Все, что известно о сериале по «Властелину колец»
Сериалы
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

Александр Адабашьян: Не надо лизать чужие задницы и ходить за толпой 

Александр Адабашьян: Не надо лизать чужие задницы и ходить за толпой
Фото: ИД "Собеседник"
Художник, сценарист, режиссер, актер часто называет себя подмастерьем — всю жизнь пробует новое и учится. И это определение его вовсе не обижает. «Надо же к себе реально относиться», — говорит он. Но в советском, российском кино Адабашьян давно уже мэтр. Десятки фильмов, в которых он принял участие, и сейчас популярны у зрителя.
даты биографии
1945 — родился 10 августа в Москве
1971 — окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)
1974 — впервые снялся в кино ()
1997 — дебютировал как оперный режиссер — поставил «» в Мариинском театре
2004 — исполнил роль звездочета Фура в российском варианте телеигры «Форт Боярд»
В проклятия «Мастера и Маргариты» не верю
В комнате на даче у Александра Адабашьяна на отдельном столике стоит череп, накрытый шляпой. Увидев мой вопросительный недоуменный взгляд, художник объясняет, что череп этот того самого атеиста Берлиоза, которого Адабашьян сыграл в сериале «Мастер и Маргарита». В фильме из этого черепа пьют вино Мастер и Воланд.
— Александр Артемович, по идее тут должна храниться отрезанная трамваем голова Берлиоза, то есть ваша…
— Нет-нет, думаю, хранить ее дома малоприятно. А череп… Почему бы и нет? Сначала пластический гример Петр Горшенин сделал точный слепок моей головы, гипсом ее отформовал. Причем подробно, со всеми деталями, даже срез шеи сделал точно. Мне на ней потом показывали, где у меня сухожилия, мышцы, начало позвоночника. По слепку и сделали голову Берлиоза. А уже потом… Был такой профессор Герасимов, который когда-то по черепам восстанавливал головы , Тамерлана и других исторических персонажей. А тут использовали обратный способ — из моей «головы» создали череп.
— Наверное, неприятные ощущения — видеть свою голову отрезанной?
— Спокойные. Я же понимаю, что это кино. И в проклятия романа «Мастер и Маргарита» не верю. Вышел сериал, все живы, здоровы. А кто умер… Ну, так и после фильмов Гайдая далеко не все уже живы.
Череп Берлиоза — Адабашьяна
Снимать детское кино — маргинальное занятие
— Просматривая вашу сценарную фильмографию, обнаружил там детский фильм «Жили-были мы», который вышел три года назад. Что-то я не помню этого кино в прокате.
— А чего вы хотите?! Это же детское кино. До него мы сделали с тем же режиссером фильм для детей «Собачий рай», который опять же практически не был в прокате. Вот сейчас с Анной закончили другую картину — «Про Лёлю и Миньку» по детским рассказам . Да, да, у него есть замечательные, трогательные детские рассказы. Но предполагаю, что судьба этого фильма будет такая же. Ведь проката для детского кино как такового нет. Билеты дешевые, сеансы в кинотеатрах выделяют только в первой половине дня, а телевидение не покупает, потому что не всякую рекламу туда вставишь, то есть не заработаешь. Получается, со всех сторон создавать детское кино — маргинальное занятие.
— Если у такого кино нет будущего, зачем вам им заниматься?
— У меня внуков семь штук, я на них ориентируюсь — они понятия не имеют ни о чем, кроме американских чудовищных изделий. Так что с моей стороны тут, можно сказать, культуртрегерская идея. Понятно, что в прокате это ничего не принесет. Прокат — вообще отдельная история, он уже давно нам не принадлежит.
В святые (по словам ) 90-е все было продано прямо или опосредованно заморским власть имущим. Поэтому они распоряжаются, что выпускать. Даже наши картины, чтобы их выпустить в прокат у нас, должны согласовывать с ними.
— Но ведь сейчас под наши фильмы расчищают прокат: ставят на удобные даты, время…
— Во-первых, это делается с большим скрипом. Во-вторых, каждый раз для отдельного российского фильма надо расчищать поляну. Заметьте: на территории России. Что несколько странно.
— Наши зрители порой боятся этих «полян» с российскими фильмами, чтобы избежать разочарований.
— Это уже дело вкуса. Понимаете, в советские времена весь прокат, как и производство, был в одних руках — у государства. А когда невидимая рука рынка все это разваливала, то прокат отпилили от производства. Грамотные люди прибрали прокат себе и поняли, что теперь все диктует продавец.
Ругать Америку начал еще в 90-е — И снова мы обвиняем 90-е. Почему же за двадцать лет российские кинематографисты не наладили удобную им систему?
— Ну а как можно отобрать, развалить фирму, которая существует на законных основаниях?! Во главе ее стоит какой-то человек с российской фамилией. Другой разговор, что, как ни позвонишь ему, он в Лос-Анджелесе. Тем не менее российский гражданин.
Сейчас делаются попытки создать что-то свое, но… Представьте себе, что вы выращиваете картошку или морковку, но заранее знаете: на рынок вас не пустят. Возможно, вам разрешат у входа поставить ящичек, накрыть его газетой и продавать вашу морковку. Но по ценам, которые вам укажут серьезные, плохо говорящие по-русски люди из-за кафельных прилавков. Вот примерно такая же ситуация с нашим кино. Может быть, вам расчистят какой-то уголок, но все равно и цены, и ассортимент диктуют они. И так получается всегда, когда производство отделено от реализации.
— И все-таки качество нашего товара зачастую далеко не самое лучшее…
— А это всё причины и следствия. Так или иначе вы будете стремиться, чтобы качество вашего товара соответствовало тому, что там продается. Вы будете выращивать морковку, похожую на банан, хотя это будет и не банан, и уже не морковка. Все наши коммерческие успехи в кино сделаны по абсолютно голливудским сколкам. А главное, что появилось огромное количество так называемых продюсеров — людей, совершенно далеких от производства, но рулящих всем.
Я вычитал в воспоминаниях князя Волконского цитату из Диккенса: «Миссия Америки — опошлить вселенную». Все сведено к простой формуле — хорошо то, что продается, и нехорошо то, что не продается. В частности, в искусстве. Вот откуда появились уорхолы ( — американский художник коммерческого поп-арта. — Ред.), разные перфомансы. То же самое в кино.
— Вы, Александр Артемович, в тренде федеральных СМИ и чиновников: ругаете Америку.
— Да, ругаю. Причем начал это делать еще в 90-е, во времена всеобщей эйфории. Съездил туда в первый раз, и мне сразу все про них стало понятно. Диккенс к таким выводам пришел раньше, но он раньше и родился. Я увидел в гуманитарной сфере катастрофичность ситуации, которая к нам ползет. Совершенно сознательная дебилизация той части населения, которую надо отделить от лишней информации и выстроить элиту, пользующуюся сочными плодами. Так и в культуре.
— Почему же мы быстро поддались на такое «дурное» влияние?
— Соблазн был очень велик. Когда тебе предлагают сочную чистенькую морковку, сложно от нее отказаться. Единицы, кто избежал искушений. Например, Федерико Феллини, который никак не попадал в их структуру, хотя как бренд, как имя он был бы очень им полезен. Американцы обхаживали его и так, и этак, но не случилось.
— В 2012 году вы сказали в интервью, что российского кино не существует, есть некое кино, которое снимается на территории России. И сегодня так думаете?
— Да, это совсем не то кино, которое было у нас, которое росло из русской литературы. Теперь цветет и пахнет только попкорновое кино. И самое печальное, что нет уже зрителя для того кино. Недавно старшего 17-летнего внука усадил смотреть фильм того же Феллини «8 1/2», он честно отсидел, но, по-моему, ничего не понял. Думаю, на Феллини он для себя крест поставил.
С женой Екатериной (справа) и дочками Сашей (слева) и Катей// фото: Global Look Press
показывал свою халтуру
— Вы много работали и дружите в жизни с Никитой Михалковым. А как познакомились с ним?
— Нам тогда было по 12–13 лет. Мы познакомились через моего одноклассника Алексея Шашкова, который летом отдыхал на даче в Николиной Горе. Тогда в одной компании с Никитой были будущий режиссер Володя Грамматиков, будущий актер , дочь актрисы Зои Федоровой Вика и другие. И я появился в этой детской компании. Наверное, с Никитой мы отличались от других тем, что точно знали, что хотим дальше делать в жизни. Все остальные еще были в том возрасте, как мною упомянутый старший внук, который понятия не имеет, что собирается делать дальше.
Я точно знал: буду поступать в Строгановское художественное училище. А Никита собирался в Щукинское театральное. Параллельно и шли. Я поступил со второго раза, он — с первого. Михалков приглашал меня в качестве художника сделать какие-то отрывки из учебных спектаклей. Все было чрезвычайно наивно, но интересно. Потом я ушел на три года служить в ракетные войска, а Никиту вышибли из училища за съемки в кино. Он с потерей одного курса перешел во ВГИК, и уже там он и его друзья привлекали меня работать в дипломных киноработах.
— Вы когда-нибудь могли сказать ему: «Никита, ты не прав»?
— Конечно, и много раз такое было. И ссорились тоже. Помню, в научном городке в Пущино полтора месяца писали с ним сценарий «Неоконченной пьесы для механического пианино». Сняли два гостиничных номера. И поставили себе условия: читаем там только Чехова, по телевизору смотрим только Олимпийские игры (тогда они в Австрии проходили) и программу . И всё. Писали вдвоем, писали по одному. Споры были бешеные.
Когда я приносил ему читать свое гениальное произведение, а он показывал свою халтуру, начиналось с деликатных споров, а заканчивалось переходом на личности. Но я был в более удобном положении: его номер находился в самом конце коридора, а мой ближе. Когда нужно было идти завтракать, у него не было другого выхода, как проходить мимо моей двери. Тогда он стучался ко мне и звал. Так мы мирились.
— А сегодня, когда Михалков часто выступает на общественно-политические темы, вы могли бы сказать, что он не прав?
— Зачем? Я очень многое из того, что он говорит, разделяю. По этой части у нас расхождения минимальные. Мне кажется, любой художник должен участвовать в общественно-политической жизни. Чем бы человек ни занимался, так или иначе он в ней участвует. Назовите кого-нибудь из великих, кто бы этого не делал. Все: от Александра Пушкина до .
— Но это «участие» порой помогает художнику. Сегодня звания, награды, деньги на производство фильмов получают доверенные лица президента, те, кто хвалит власть.
— Ну, а те, кто ругает власть, тоже получают деньги, только в другом месте… Если серьезно, не вижу тут связи. У меня, например, есть звания «Заслуженный художник» и «Заслуженный деятель искусств», которые ни копейки денег мне не приносят.
Я бывал в жюри разных зарубежных фестивалей и знаю, как там раздаются призы и награды. Уже заранее понятно: у этого родственные отношения с тем-то — уже плюсик, а эта спит с продюсером таким-то — опять плюсик, и так далее. Так что подобное у всех и всегда было и будет.
Мое диссидентство закончилось в школьном возрасте
— Вы ходите на выборы — президентские, думские?
— Как правило, да. Вот перед регистрацией кандидатов в депутаты был на встрече с актером , который тоже выдвигался. За него оставил свою подпись. Но, к сожалению, Андрея сняли по той же самой причине, что и оппозиционных кандидатов. Какие-то нечистоты в списках обнаружили. Это не его вина, а команды. С большим удовольствием Соколова поддержал из шкурного интереса, потому что этот человек понимает проблемы творческих людей.
— Судя по информации в интернете, вы с ним в 2014 году подписали письмо в поддержку политики нашего президента в Крыму и на Украине…
— Нет, мне не предлагали. Но я бы подписал.
— Про Крым все более-менее понятно. А вы могли бы объяснить вот такую формулировку: «политика Путина на Украине»?
— Все отделившиеся советские республики строили свое будущее с одной мыслью: когда мы отделимся от России, которая сосала из нас соки, мы заживем. Помню, один грузинский продюсер еще в советские времена говорил мне шепотом: «Когда мы отделимся, то на одной только воде „Боржоми“, которая будет по трубопроводам по всему миру разливаться, мы станем вторым Кувейтом». И вот отделились все, а лучше не становится.
Пришлось снова выдумывать, почему так. Оказывается, опять во всем виновата «проклятая Россия». В то, что случилось в Донбассе, Украина воткнулась сама. У них уже тупиковая ситуация, которая начинает всех бесить. Почему я еще с советских времен не люблю нашу либеральную интеллигенцию? Я понимаю, против чего она выступает. А что ей нравится? Ни-че-го! Где ее позитивная программа?!
У меня это диссидентство закончилось в школьном возрасте, когда сбили над Свердловском американский самолет Пауэрса. У нас в классе учился мальчик, папа которого работал в определенных структурах. Он шепотом нам сказал, что летчик жив. Мы, естественно, ему не поверили. Мы же слушали «голоса свободы», которые в тот период не глушили. И там выступали коллеги Пауэрса, которые говорили, что он какой-то влюбленный метеоролог, увлекся звездами, залетел не туда. Создавалось ощущение, что был зверски убит милейший второй . Мы вскипали благородным гневом, но молчали. Через три-четыре дня оказалось, что летчик жив, дает показания. Опять слушаем , а там об этом ни звука, как будто этого ничего не было. И тогда я понял, что врут все. Не надо слушать ни тех, ни других, а думать только своей головой. В ногу шагать ни с кем не хочется.
— Вы как-то сказали, что в мире происходит эпидемия насилия. И как же с этим бороться?
— Как с эпидемией. Исключительно личной гигиеной. Не есть из чужих тарелок, не лизать чужих ботинок и задниц, не ходить за толпой, потому что эпидемия распространяется воздушно-капельным путем.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №30-2019 под заголовком «Александр Адабашьян: Не надо лизать чужие задницы и ходить за толпой».
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео