Любовь с первого дубля
История любви Григория Александрова и Любови Орловой – одна из самых спорных, но вместе с тем красивых за все время существования советского кинематографа. Да, браки режиссеров с актрисами – далеко не редкость. Но именно у этой парочки была своя, особая химия. Посмотреть мелодраму об их отношениях «Орлова и Александров» можно в эту субботу 24 августа в 12:35 на телеканале «Мир». Все началось в 1934 году, когда на советские экраны вышла картина Григория Александрова «Веселые ребята». Это стало знаковым событием не только потому, что фильм стал первой музыкальной комедией в СССР, но и потому, что открыл для страны Любовь Орлову. Актрису, которую до этого практически никто не знал. Фильм вышел на экраны, и девушка проснулась знаменитой. Роль Орловой в фильме изначально была совсем небольшой. Но в процессе съемок она так разыгралась, что сценарий стали переписывать под нее. В ущерб образу главного героя, которого играл великий Леонид Утесов. Впрочем, сам артист был не против. В основном молодая соперница отобрала у него сцены, в которых он не хотел сниматься. Например, в знаменитом эпизоде, где Орлова катается на быке. Кстати, сама девушка во время съемок серьезно пострадала. Она упала и повредила позвоночник. Пролежала в больнице около месяца, но все же восстановилась и смогла доделать свою работу. И ей воздалось, причем дважды. Актриса не только стала звездой СССР, но и заслужила внимание режиссер Александрова. Ее очарование было сокрушительным. Это был свет таланта Любови Орловой, который она затем привнесет во все свои роли. Кстати, советский народ шел в кино на Орлову даже не подозревая, что она на самом деле голубых кровей. Знатное происхождение легко могло завести актрису в лагеря или в эмиграцию, однако она осталась в СССР и именно на своей родине добилась славы. Она родилась в подмосковном Звенигороде. Среди ее предков некоторые исследователи находят 17 правителей России, двух императоров Византии и даже короля Англии Гарольда II. Неплохой список. Род Орловых – это старинный и известный в истории дворянский род, в котором в том числе были шесть равноапостольных святых. Они пересекались с Толстыми, Юсуповыми и еще десятком дворянских домов.Фото: ТАСС / Коньков Александр (Mосква. 5-й Московский международный кинофестиваль. На снимке: народные артисты СССР Любовь Орлова и Григорий Александров направляются в Кремль на просмотр фильмов.) Если о происхождении актрисы знали хотя бы те, кто с ней близко общался, то свой возраст она не раскрывала даже друзьям. Выглядела она всегда молодо и красиво, так что никто даже не задумывался о том, когда родилась звезда. Лишь сильно позже косвенно получилось выяснить, что Орлова родилась 29 января 1902 года. В юности Люба мало походила на ту самую кинодиву – платиновую блондинку с тонкими бровями. На старых фотографиях она была круглолицей, темноволосой и с волосами непременно в косах. До 22 лет она носила шикарные темно-каштановые волосы. И каждый раз, когда ее перекрашивали для фильмов, она плакала, потому что очень любила свой цвет волос. В детстве вместе с мамой и сестрами Любовь часто бывала в гостях у Федора Шаляпина. Именно он первым заметил артистический талант девочки. Однажды на приеме у мэтра ставили детский спектакль. А Любочка играла роль редьки. Тогда Шаляпин подошел к ней, поднял ее на руки и сказал: «Запомните, эта девочка будет большая актриса». Григорий Александров родился на год позже – в январе 1903 года. Никакими голубыми кровями никогда не отличался, был сыном обычных уральских рабочих. С малых лет работал в театре Екатеринбурга рассыльным, затем последовательно получал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссера. В это время юный талант и осознал, что хочет связать свою жизнь с кино и театром. Переехав в Москву, он стал служить в первом рабочем театре Пролеткульта. Именно там он познакомился с Сергеем Эйзенштейном и стал создавать с ним совместные проекты. В то время, говоря об Александрове, его чаще всего упоминали как «ученика Эйзенштейна». И в этом была доля истины. Об этом часто забывают, но будущий режиссер «Веселых ребят» помогал мэтру в создании «Стачки», «Броненосца «Потемкина», «Октября», «Старого и нового». А затем и вовсе укатил со своим старшим товарищем за границу, где они сначала снимали во Франции, а затем и переехали в Америку, где намеревались создать фильм о Мексике. Фото: ТАСС / Коньков Александр,Мастюков Валентин (Москва. Прием по случаю фестиваля фильмов Итальянской Республики прошел в посольстве Италии. На снимке: справа налево – Григорий Александров, Любовь Орлова, Анастасия Вертинская, Джорджия Молл и Мария-Грация Бучалла.) Обнищавшие в результате революции Орловы перебрались в подмосковный Воскресенск. Там она сначала подрабатывала на продаже молока, а затем была тапером. С полученных денег оплачивала уроки в консерватории. Именно там, в кинотеатре, она пересмотрела множество кинофильмов, влюбилась в их героинь и поняла, чем хочет заниматься в будущем. В 1926 году она стала работать в театре Владимира Немировича-Данченко, а в 1930 году получила свою первую большую роль. Примерно в то же время она в первый раз вышла замуж. Неудачно. Экономиста Андрея Берзина арестовали и сослали в Казахстан по делу Трудовой крестьянской партии. Именно в это время из Америки в СССР вернулся режиссер Григорий Александров. Он решил снять в Советском Союзе первую музыкальную комедию. В поисках главной героини он и забрел в театр Немировича-Данченко. Орлова очаровала его моментально. Впрочем, несмотря на первоначальную симпатию, с актрисой пришлось еще долго работать. Александрову многое не нравилось в Орловой. Пришлось подбирать правильный ракурс, свет. Он даже заставил ее перекраситься в блондинку и сходить к стоматологу, чтобы сделать «голливудскую улыбку». В результате в созданную им самим практически с нуля девушку режиссер и влюбился. Роман закрутился на съемках в Гаграх. И это несмотря на то, что у Александрова была жена, а у Орловой – молодой ухажер. Отношения Орловой и Александрова всегда вызывали множество споров. Расписались они зимой 1934-го. Вместе прожили 42 года. И все это время были неразлучны. Правда, спали в разных спальнях и обращались друг к другу только на «вы». Но тут нужно понимать, из какой семьи происходила актриса. У нее было так заведено в семье, она лишь не хотела нарушать традиции. На фотографиях они выглядели голливудской парой, а на съемочной площадке непосредственно творили Голливуд. Но с советским уклоном. Народ хотел уйти от быта, от проблем 30-х, а дуэт Александров-Орлова выстраивали им чудесную картину, сказочный мир, в который можно было на время окунуться. «Цирк», «Волга, Волга», «Светлый путь» – после этих совместных лент семейного дуэта популярность Орловой приобрела совершенно космические масштабы. Ни до, ни после в советском кино не было такой однозначной любви к девушке с экрана. В медицине даже появился специальный термин «синдром Орловой». Это когда женщины из-за стремления быть похожей на своего кумира начинают ощущать симптомы раздвоения личности. Настолько Орлова завораживала. За фильм «Цирк» Орлова и Александров получили сталинские премии и несколько гектаров земли в Подмосковье. Там построили дачу, которая теперь известна как «вилла Орловой». В тот момент разве что у этой четы и у партийных работников были такие шикарные дома с будкой сторожа, ванной и автомобилем. Но карьера не длилась вечно. Несмотря на то, что Орлова получила всесоюзную и мировую славу при своем муже-режиссере Александрове, она так до конца жизни и не снималась в чужом кино. Будучи зависимой от одного человека, она сыграла в катастрофически малом количестве лент. А время актрису, увы, не пощадило. Последнюю картину со своим участием она даже строго настрого запретила издавать. Не хотела, чтобы кто-то запомнил ее вот такой – постаревшей и уставшей. Александров пережил Орлову на восемь лет. Он тоже не любил снимать без своей жены. И отступился от этого правила только в 1983 году, накануне собственной смерти. Лишь для того, чтобы снять документальное кино об Орловой. Художественную мелодраму о любви актрисы и режиссера можно посмотреть на телеканале «Мир» в эту субботу в 12:35.