«Кина не будет». Крах украинского «Бандервуда»
20 августа в Киеве состоялась презентация проекта художественно-исторического фильма с говорящим названием «Я — Бандера». В ней планировали принять участие автор сценария и постановщик фильма Дмитрий Мухарский, патриотический режиссер Олег Бийма, бывший депутат «Свободы» Богдан Бенюк, а также несколько других представителей творческой интеллигенции, фамилии которых ничего не говорят даже самым опытным кинокритикам. Все они пылко рекламируют достоинства будущей кинокартины о жизни Степана Бандеры — «выдающегося сына украинского народа, человека мудрости и чести» — как пафосно именовали этого националистического вождя в пресс-релизе мероприятия. Однако, несмотря на активный пиар, презентация завершилась большим конфузом. Судя по видеотрансляции, на ней присутствовали не более двух журналистов — так что собравшиеся мэтры современного украинского кино вещали перед пустым залом. А это было вдвойне неприятно — поскольку создатели фильма про Бандеру активно заняты поиском денег на съемки своей картины. По словам Дмитрия Мухарского, работа над ней приостановлена из-за отсутствия финансирования — несмотря на то, что режиссер назвал эти съемки «государственным делом», направленным на благое дело развенчания антибандеровских мифов. «Например, до сих пор многие верят в то, что он сам себе загонял под ногти иголки и брался руками за раскаленные утюги, чтобы подготовить себя к возможным пыткам. Кроме этого, о нем до сих пор ходят легенды, будто бы он собственными руками душил котов и вспарывал животы беременным женщинам… Это будет кино о человеке, аналог которого — «Храброе сердце» Мела Гибсона, в основе которого — борьба за свою нацию», — рассказывал об этом на презентации Дмитрий Мухарский. По его словам, Украинский культурный фонд уже выделил на съемки 590 тысяч гривен, а спонсоры из диаспоры дополнительно расщедрились на сумму в 250 тысяч долларов — однако этой лепты не хватает для создания нового патриотического шедевра. Так что его создатели вынуждены побираться в интернете, объявив на фейсбуке всенародный сбор средств на героический фильм о вожде ОУН, где его должны оправдывать от обвинений в убийстве котов и массовых убийствах поляков, евреев и украинцев. Тревоги режиссера Мухарского понятны — ведь роль Бандеры должен сыграть его собственный сын, скандальный шоумен Антин Мухарский, известный публике своими пошлыми ксенофобскими куплетами и злостной неуплатой алиментов своей бывшей супруге. Причем, стоит отметить, что эта откровенно коррупционная семейственность является фирменным знаком современного украинского кино. Достаточно вспомнить, что режиссер провалившегося в прокате фильма «Тайный дневник Симона Петлюры», видный украинский киночиновник Олесь Янчук, возглавивший после победы Майдана киностудию имени Александра Довженко, не постеснялся снять в этой ленте собственную дочь — а также предоставил роль министру культуры Евгению Нищуку — что явно облегчило для него получение средств из бюджета. А председатель Госкино Филиппа Ильенко, еще один видный активист ультраправой партии «Свобода» и родной брат депутата от этой партии, выплачивал крупные премии своей кузине Марии Ильенко, возглавившей при нем отдел Госрегулирования киновидеопроката — с целью ударной борьбы по запрету советских и российских кинокартин. Фигура Ильенко вообще являлась краеугольным камнем финансовой пирамиды украинского патриотического кинематографа, который превратился в систему бесконтрольного выкачивания государственных денег — под предлогом борьбы на культурном фронте «московско-украинской войны». Националистические чиновники, которые приватизировали украинскую культурную сферу по итогам Евромайдана, превратили кинематограф в фабрику по производству штампованных пропагандистских лент, на которые выделялись огромные суммы. Достаточно сказать, что правительство ежегодно выделяет на поддержку патриотического кино по 1 миллиарду гривен. Однако зрители упорно не желают смотреть эти агитки — так что украинские фильмы в заработали в прошлом году всего 8% от общей суммы кассовых сборов — около 191 миллионов гривен. В пять раз меньше, чем было потрачено на их производство, оплаченное за счет украинских налогоплательщиков. «Можно напомнить, что все патриотические фильмы, снятые после 2014 года, постигла печальная судьба. Провалился купавшийся в дотациях «Донбасс» режиссера Лозницы. Не пошел зритель на фильм «Киборги», на который выделили из госбюджета 48 млн. грн., а кассовые сборы дали лишь 20 млн. Провалился и фильм «Горькая жатва» режиссера Джорджа Менделюка, снятый на деньги канадской диаспоры при поддержке госбюджета и повествующий о голодоморе. При бюджете в 20 миллионов долларов он принес только 322 тыс. долларов. Фильм «Красный» (того же режиссера, который снимал «Позывной Бандерас»), героизирующий УПА, при бюджете в 20 млн. грн. в прокате дал лишь 3 млн. грн. «Моя бабушка Фанни Каплан» в прокате собрал лишь около 340 тыс. грн. при бюджете в 22 млн. грн. Патриотический фильм «Незламна» при бюджете 38 млн. грн. собрал всего 14 млн. грн. Чуть ли не единственный украинский фильм, окупившийся в прокате и принесший его создателям относительно небольшую прибыль — «8 лучших свиданий», — это комедия, не затрагивающая политических вопросов, снятая на русском языке и без финансирования из госбюджета. Рекорды посещаемости в октябре этого года бьет фильм «Безумная свадьба» — тоже легкая аполитичная комедия», — написал об этом скандальном парадоксе Дмитрий Ковалевич. Эксперты и критики давно говорили о том, что постмайдановское украинское кино, которое получило ироническое название «Бандервуд», превратилось в средство масштабного и бесконтрольного расхищения бюджетных средств — причем, это на корню сгубило творческую составляющую процветавшей в советское время киношколы Киева и Одессы. Сейчас эти скандалы все чаще всплывают на поверхность — поскольку украинские режиссеры активно поддерживали на выборах Петра Порошенко, и еще не успели наладить отношения с новой властью. Глава Госкино Филипп Ильенко ушел в отставку на волне очередных обвинений в коррупции, и вполне возможно, что украинцы вскоре узнают, какие состояния наживались в последние годы на неуклюже сделанных киноагитках про героических «киборгов» и бандеровцев. Хотя это вряд ли принципиально повлияет на ситуацию в украинском кино, где по-прежнему продолжают снимать фильмы на национально-патриотическую тематику — заведомо понимая, что их ожидает громкий стыдный провал. Судьба семейного фильма Мухарских — киноленты под названием «Я — Бандера» — окажется в этом смысле знаковым маркером. Националистическая интеллигенция наверняка будет давить на Зеленского и Разумкова, требуя от них профинансировать создание картины про вождя нации. И то, насколько эффективным окажется этот прессинг, как раз и скажет о том, сохранится ли созданный после майдана кинематографический «Бандервуд». Пока что денег на фильм нет — и опасения, что кина в итоге не будет, явственно читались на лицах участников сегодняшней презентации, привыкших к богатой жизни за счет разжигания ненависти и экранизации фальшивых националистических мифов. И это хороший знак. Поскольку крах семейно-«свободовской» киноиндустрии является необходимой предпосылкой для возрождения украинского кино, которое восходит к великому имени еще до конца не декоммунизированного Александра Довженко.