Что не показали в “Офицерах” из-за цензуры

21 августа — день офицера России. В нашей культуре еще в царские времена сформировался образ офицера как своеобразного рыцаря своего времени, эталон благородства, хотя в реальности офицеры были разные. Между Гражданской и Великой отечественной само слово было дискредитировано, однако после ВОВ прежний престиж офицера был возвращен, в том числе и усилиями сверху.

И если гимном офицерства давно уже считают хит Газманова, то главным профессиональным фильмом — картину Владимира Рогового с Георгием Юматовым и Василием Лановым.

Фильм был создан по заказу министерства обороны, и крылатая фраза «Есть такая профессия — Родину защищать» принадлежала министру обороны Гречко. Интересно, что Юматова не хотели утверждать на роль из-за репутации ненадежного актера, а Лановой сначала отказался от роли Ивана Вараввы. Да и между собой актеры находились в натянутых отношениях из-за давней обиды Юматова, который мечтал сыграть Павла Корчагина, однако роль отошла Лановому. Но на съемках артисты помирились.

Кстати, в роль жены и музы друзей начала сниматься Елена Добронравова, однако актриса и режиссер разошлись во мнениях в принципиальном вопросе. Актриса настаивала, чтобы героиня хотя бы в сердце ответила на чувства лучшего друга мужа. В итоге режиссер вызвал на съемки Алину Покровскую, которая также проходила пробы на роль.

За кадром тоже кипели страсти. В Севастополе Юматов все-таки сорвался и начал пить. Пришлось вызвать его жену Музу Крепкогорскую, чтобы она привела его в чувство. Она же сыграла и небольшую роль матери Маши, возлюбленной сына главных героев Егора. О причине срыва актера ходили самые разные слухи. В том числе говорили о том, что Юматов слишком увлекся партнершей по съемкам, однако Алина Покровская была несвободна и не ответила взаимностью.

Первоначальный вариант сценария был написан Борисом Васильевым и затронул слишком острую тему. По сюжету герои переживали потрясения большого террора. В конце первой серии их отправляли по этапу, и лишь в начале второй они попадали на фронт прямо из лагеря. Руководство киностудии отказалось и от двух серий вместо одной, и от неудобной темы. Сценарий переделал уже Кирилл Рапопорт. Однако в сюжете остались отголоски прежнего сюжета.

Два лучших друга встречаются в конце фильма, уже будучи седыми, и удивляются этой встрече, как ничего не знали друг о друге много лет. Васильев подразумевал, что они прошли тюрьму и изумились, что оба выжили.

Кроме того, на портсигаре, который хранит Трофимов в память о погибшем командире, дворянине и царском офицере, удалена дарственная надпись, присутствовавшая в начале фильма: «Георгию Петровичу, Его Благородию, господину поручику, ротному командиру от нижних чинов и унтер-офицеров на добрую память». Значит, возникли обстоятельства, которые заставили смелого Трофимова так поступить.