Юрий Борисов: «Хочется, чтобы кино давало мне возможность высказываться от собственного лица»

Актер Юрий Борисов как следует поработал и до конца года представит сразу шесть премьер! Ближайшая – драма дебютанта Борисова Акопова «Бык», получившая Гран-при прошедшего «Кинотавра». На каких фильмах ты вырос? Скорее, на мультфильмах. Это были культовые диснеевские истории – «Бэмби», «Король лев», «Аладдин» или «Чип и Дэйл», которых я смотрел утром по воскресеньям. Плюс это был период активного развития телевидения – MTV, реклама, клипы... Все это я очень хорошо помню. А нормальное кино появилось в моей жизни гораздо позже. Потому что после того, как твое сознание формируется на таких коротких роликах, перестроиться, например, на Тарковского очень сложно. Тебе скучно и ты ничего не понимаешь. Когда ты впервые увидел его фильм? Лет в 16-17, когда учился в институте. И ничего не понял. Но потом постепенно, благодаря в том числе и педагогам, ситуация изменилась. Появился Герман, Фелини, Антониони. И мне очень понравился «Сталкер», если говорить про Тарковского. А из современного кино? «Аватар» – он красочный, не дает тебе ни на секунду скучать, при этом в нем есть философские пласты, которые зрителям дают возможность с интересом пересматривать его снова и снова. Как, кстати, и «Гарри Поттер» и «Властелин колец». С Борисом Акоповым ты был знаком до начала съемок «Быка»? Как следует это случилось, когда меня позвали на первую встречу с ним перед началом работы над фильмом. Но потом выяснилось, что лет восемь назад мы уже встречались во ВГИКе, когда я еще толком не был актером, а он – режиссером. Уже в самом начале съемок было понятно, что «Бык» может стать очень успешным фильмом? Главное, что было – это в хорошем смысле простой и интересный сценарий. Поэтому мне хотелось сниматься. А будет ли он супер успешным, пока никто не знает. Уже сейчас есть много разных мнений, это нормально. У Бори было желание сделать зрительское кино, поэтому интересно как его воспримут те, кто купит билеты в кинотеатр. Что дарило кайф от съемок? У нас была очень молодая команда, 90% присутствующих на площадке было не больше 30 и ими двигало желание выполнить свою работу максимально круто. Думаешь с возрастом это уходит? Мне кажется, что когда ты только выпускаешься из института, ты горишь идеями, а потом начинаешь руководствоваться прагматичными задачами. Поэтому у молодой команды есть особая энергия. Поспать лишнюю пару часов? Нет, мы лучше поедем на площадку пораньше и еще раз прорепетируем завтрашнюю сцену. Борис Акопов в работе приветствовал сотворчество с тобой или требовал полного подчинения? Это было суперсотворчество. Что бы я ни делал, сразу видел реакцию Бори и понимал, в какую сторону идти. Даже если он еще не знал, как об этом сказать. Было взаимное ощущение друг друга, поэтому во время работы я все больше и больше доверял ему. Для меня это самое важное. Почему? Потому что тогда ты не боишься пробовать и экспериментировать на площадке. Самое ужасное – пытаться идти по среднему пути, в работе над ролью нужно постоянно раскачиваться в разные стороны и искать. В «Быке» 90-е показаны довольно хрестоматийно – с рынками, беспределом на улицах и нищетой. Тебе это знакомо? И у меня, и у Бори 90-е были абсолютно такими же. Он вырос в Балашихе, я – в Реутове. Но потом Борис окончил Московскую академию хореографии и начал танцевать в Большом театре! (Смеется) А я вот не начал. Тем не менее, у нас было одинаковое ощущение этого времени, хотя он старше меня и наблюдал это время более осознанно. Мы росли в компании дургих пацанов в условиях странных законов «кто сильнее, тот и прав». Мы смотрели на старшее поколение, которое не всегда понимало, как решить какие-то вопросы. Присутствовал хаос – и на улице, и дома. У меня было благополучное детство, но родителям не всегда было до меня – что-то менялось каждый месяц, вдруг девальвировались все деньги, ну и так далее. У тебя есть ностальгия? Нет, я безумно рад, что сейчас все по-другому. Мир, конечно, сделал несколько шаков вперед. Единственное, по чему я скучаю, -- по аналоговому миру и ощущению скуки. Когда сидишь у подъезда или идешь по улице и тебе вообще нечего делать. Сегодня этого не может быть, потому что даже тогда, когда тебе есть, чем заняться, ты залезаешь в смартфон и время уходит. Как думаешь, почему несмотря ни на что «Бык» не получился мрачным и безысходным? И почему к твоему герою испытываешь симпатию, хотя какие-то его поступки может быть стоило и осудить? Потому что нас так штырило во время работы и нам так нравилось то, что мы делаем! Такая энергия всегда передается. Вся жесть окружаещего мира как бы прикрыта счастьем этих молодых людей. Но ты все-таки играл плохого парня? Я играл, скорее, больного парня. Который абсолютно фрустрирован и только выполняет функцию, которую сам себе придумал. Он уверен, что прав и по-другому существовать нельзя. Потом он начинает сомневаться, раскаиваться, но все равно продолжает вести этот образ жизни, – а это всегда приводит к болезни. В реальной жизни, например, можно заболеть раком. Наверное поэтому зрители воспринимают его как жертву времени. Этой осенью у тебя сразу пять премьер, ты много снимаешься. Что ждешь от работы больше всего? Мне хочется, чтобы мои роли давали мне возможность высказываться от собственного лица. А для этого нужно иметь возможность находиться максимально внутри творческого процесса, а не просто помогать некоему центру фильма. Часто в этом и заключается актерская профессия. Согласен. Ты не имеешь своего голоса, а выступаешь только краской режиссера. И нужно иметь большую мудрость, чтобы адекватно это воспринимать и быть классным инструментом. Может быть тогда стоит самому снимать? Да, но не сейчас. Пока я буду загораться от ролей, которые мне предлагают, продолжу заниматься своим делом. Хотя, признаюсь, со временем их все меньше. Когда пойму, что все, больше не интересно, займусь чем-то еще. ФОТО: ЗАУР ТЕДЕЕВ

Юрий Борисов: «Хочется, чтобы кино давало мне возможность высказываться от собственного лица»
© Harper’s Bazaar