Войти в почту

История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода

В первую очередь, эта новость означает, что «Человек-Паук», если все в последний момент не договорятся, покинет ряды Мстителей. Но история эта вообще не про кино. Если говорить совсем честно, это история про жадность — про то, как одни дяди в костюмах не договорились с другими, а страдать из-за этого будут зрители. Много лет назад, в силу разнообразия финансовых причин, о которых можно написать отдельный текст, права на героев вселенной Marvel оказались у разных студий. FOX получил вселенную Людей Икс, а Sony повезло больше всего — молодая студия сумела купить права на «Человека-Паука». В своей книге «Будущее кино» Бен Фритц рассказывает прекрасную историю. В 1998 году Sony решила купить у Marvel права на «Человека-Паука»: он был самым популярным героем во вселенной Marvel, и купить его было для студии логичным шагом. Но неожиданно хозяева Marvel предложили студии купить права на всех героев вообще — за $25 млн. Руководители Sony, в первую очередь Эми Паскаль, над этим предложением даже не думали: зачем нам никому не известные герои? Нам нужен только «Человек-Паук». Отдельно за «Паука» просили $20 млн, но эта сумма Sony показалась излишне большой, и в результате договорились о том, что за каждый фильм про Паучка студия будет отдавать $10 млн + 5% от прибыли. Чтобы был понятен контекст, «все остальные герои», которых предлагали Sony, — это Железный Человек, Тор, Капитан Америка, Стражи галактики и прочие уже широко известные миллионам зрителей персонажи. Но Эми Паскаль они тогда показались совершенно не нужными и бессмысленными для покупки. Потраченные на Человека-Паука деньги оказались для Sony невероятно удачной инвестицией. Первый фильм «Человек-Паук» с Тоби Макгуайером в главной роли собрал в мировом прокате $821 млн. Воодушевленная студия решила поставить производство хитов на поток, но уже сиквел — «Человек-Паук 2» неожиданно показал результат существенно хуже – всего $783 млн мировых сборов, что в принципе довольно необычно — очень редко, когда сиквел, даже неудачный, собирает меньше первой истории. Третий фильм режиссера Сэма Рейми в прокате выступил хорошо — $890 млн — но оказался для студии самым дорогим и проблемным. Спустя пять лет Sony решили «перезагрузить» историю Человека-Паука. С новым режиссером и новым исполнителем главной роли — им стал Эндрю Гарфилд. Фильм «Удивительный Человек-Паук» показал «скромный» результат — всего $757 млн, и это был худший результат в истории франшизы. Учитывая, что речь шла об очень дорогой картине — по слухам бюджет перезапуска составил примерно $250 млн — это был болезненный урок для студии Sony. Но студия не сдавалась, и в производство был запущен сиквел «Удивительного Человека-Паука», который должен был помочь франшизе наконец встать на ноги. К сожалению вместо этого второй фильм с Эндрю Гарфилдом побил анти-рекорд и собрал совсем «скромных» $708 млн. К этому моменту — 2014 год — в мировом прокате уже наступила эра Marvel. Под руководством продюсера Кевина Файги, фильмы про «никому не нужных» «Железного человека», «Тора», «Капитана Америку» и прочих супергероев устанавливали один кассовый рекорд за другим. Да, иногда пресса была менее восторженна, но с точки зрения сборов и бизнеса ни один фильм Файги не оказался неудачным. Интернет наполнился призывами и петициями к руководству Sony забыть о гордости, зарыть топор войны и объединить усилия с Disney/Marvel, вернув Паучка в ряды Мстителей. И в 2017 году мечта всех фанатов сбылась. На экраны вышел третий фильм о приключениях Капитана Америки «Гражданская война», в котором впервые появился новый Человек-Паук. Присоединившись ко вселенной Кевина Файги, Паучок стал школьником — никаких больше историй про трагическую смерть дяди Бэна, и никаких больше «перезапусков». Новый «Паук» — его сыграл Том Холланд — был совершенно самостоятельным персонажем и полноценным членом «Мстителей». Сценаристы Marvel придумали для «Человека-Паука» очень трогательную историю взаимоотношений с «Железным человеком», который по факту заменяет ему отца, становясь ментором и наставником. Зрители от новой истории про Питера Паркера остались в восторге. Кроме того, что Человек-Паук — один из главных героев двух последних фильмов про «Мстителей», он получил и два сольных проекта: «Человек-Паук: Возвращение домой» и «Человек-Паук: вдали от дома». Первый сольник собрал $880 млн, а второй — неслыханных $1,1 млрд, не только став самым кассовым фильмом про «Человека-Паука», но и самым коммерчески-успешным фильмом в истории студии Sony. Студии, которая к этому успеху, имела, кстати, лишь косвенное отношение. От Sony в рамках межстудийных договоренностей, требовалось давать денег и не лезть с советами в творческие вопросы. Как результат «Человек-Паук», перезапущенный Кевином Файги в рамках его кинематографической вселенной, стал для Sony печатным станком по производству денег. «Человек-Паук», и это довольно очевидно, заработал свой миллиард не просто так, а потому, что Файги искусно вплел историю Питера Паркера в мир Мстителей. Не будь всех предыдущих фильмов, «Человек-Паук: вдали от дома» никогда бы не собрал своего миллиарда. Собственно сотрудничество Sony и Disney и началось с признания руководством Sony банального факта: они не умеют зарабатывать на своем герое так же хорошо, как это умеет делать Disney под руководством Файги (а его послужной список говорит сам за себя: 23 фильма, ни одного коммерческого провала, $26.8 млрд суммарных сборов). И тем не менее, Sony публично объявляют о разрыве отношений. Формально заявленная причина развода — у Кевина Файги после покупки FOX — недостаточно времени заниматься Паучком, он будет развивать новые активы студии. По слухам на деле Disney предложил передоговориться и впредь все доходы делить 50/50, а Sony отказалась. Сейчас договоренность студий выглядит следующим образом: Disney получает 5% от всех сборов любого фильма с участием «Человека-Паука». Кроме того корпорации принадлежат права на производство сувенирной продукции и игрушек — всех этих костюмов, масок, наборов с изображением Человека-Паука. И на самом деле, основные деньги зарабатываются именно там — последняя публично доступная цифра продаж «мерча» с Человеком-Пауком за 2014 год — больше миллиарда долларов. Другими словами, Disney, действительно, очень хорошо зарабатывает на «Человеке-Пауке» и никаких особых причин менять сейчас статус-кво не было. Ну кроме простой и понятной жадности. Рассудив, что раз вклад в успех у них больше, Disney решил нажать, а Sony, несмотря на все понятные обстоятельства, на новые условия не согласилось. И собственными руками взяли и задушили курицу, несущую золотые яйца. Что будет дальше? Если развод состоится, то вселенная Marvel продолжит развиваться без «Человека-Паука». Это будет грустно, но что ж поделать. А Sony придется приложить невероятные усилия и инвестировать сотни миллионов в очередной перезапуск персонажа, вероятно на базе фильма «Веном». И для студии это будет проблемой, потому как «Человек-Паук» был одной из двух франшиз, приносящих Sony деньги — второй была история про Джеймса Бонда, которая перешла к студии Universal.

История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода
© Forbes.ru