Кого за кадром любила «Безымянная звезда»
Михаил Козаков много лет мечтал экранизировать пьесу румынского писателя Михаила Себастьяна «Безымянная звезда». Еще в конце 1960-х годов он хотел снять телеспектакль, но сценарий отверг Сергей Лапин, ставший тогда председателем Комитета по радио и телевещанию.
На протяжении 8 лет Козаков регулярно подавал заявки на «Безымянную звезду», но получал отказ. Телевизионное начальство находило в сценарии слишком много неудобных намеков, даже в экспрессе видели отсылку к железному занавесу. И это при том, что пьесу свободно ставили в советских театрах. В итоге согласие на постановку помог получить главред Свердловской киностудии Геннадий Бокарев.
На роль учителя Марина Мирою Козаков изначально запланировал Олега Даля. Но актер находился в мрачном настроении, и видел картину в духе фантасмагории Кафки. Герой должен был погибнуть под колесами поезда, а открытая звезда была плодом его воображения. Такая трактовка Козакова не устроила. Тогда он пригласил Игоря Костолевского, который давно хотел сыграть эту роль.
Избалованную светскую львицу Мону должна была сыграть Марина Неелова, однако актриса отказалась от роли, объяснив, что не понимает героиню. По ее мнению, капризная столичная красотка не могла всерьез увлечься бедным учителем, пусть даже всего на одну ночь. Так в фильме появилась Анастасия Вертинская. Учителем музыки мог стать Зиновий Гердт, но он заболел, и роль получил Григорий Лямпе.
Сложнее всего оказалось найти исполнителя роли любовника Моны Грига. Козаков хотел отдать роль Леониду Филатову, но против его кандидатуры резко высказался прославленный оператор Георгий Рерберг. Тогда на съемки пригласили Родиона Нахапетова, но в ходе репетиций актер решил, что роль ему не подходит, и сам предложил, чтобы Грига сыграл Козаков.
Рерберг нехотя согласился, но в конце концов трактовка образа Грига окончательно рассорила режиссера и оператора. Настолько, что Рерберг убрал свое имя из титров.
По воспоминаниям Козакова, Рерберг хотел, чтобы Григ был вальяжным плейбоем в стиле Ширвиндта. Но Козаков видел образ совершенно другим. И хотя Рерберг добросовестно закончил картину, мнения своего не изменил.
При этом благодаря его мастерству, фильм, почти целиком снятый в павильоне, смотрится солнечным и живым. Рербергу принадлежит и образ мадемуазель Куку в исполнении Светланы Крючковой.
Натурные эпизоды сняли в Ленинградской области. Провинциальный вокзал сыграла станция Шувалово. Григ на кабриолете едет вдоль Финского залива, по шоссе Солнечное — Зеленогорск.
В кадре разворачивалась любовная драма между Марином и Моной, а за кадром горячие чувства вспыхнули между Вертинской и Козаковым. Об этом рассказывал Михаил Светин, сыгравший начальника вокзала Испаса. Возможно, поэтому в общих сценах Грига и Моны столько скрытой страсти.
Козаков лишь вскользь упомянул, что был влюблен в актрису, но не раскрыл подробностей. Возможно, отношения были обречены с самого начала, ведь Козаков на тот момент был женат.
Кстати, актеры познакомились еще на съемках «Человека-амфибии». И уже тогда зрители приписывали им бурный роман.