Двадцать восьмого августа начинается 76‑й Венецианский кинофестиваль. Смотр, на котором в последние годы стартовали многие фильмы, претендовавшие потом на «Оскар», приводит в трепет киноманов уже одними только именами режиссеров‑участников. За победу посоревнуются Ноа Баумбах, Рой Андерссон, Хирокадзу Корээда, Роман Поланский, Стивен Содерберг, Оливье Ассайас и другие мэтры. Жюри возглавила культовая аргентинская постановщица Лукресия Мартель. На фестивале также состоится премьера нового сезона сериала Паоло Соррентино «Молодой папа». О самых ожидаемых фильмах Мостры – в обзоре «Профиля». Основной конкурс «Правда» Хирокадзу Корээды Картина «Магазинные воришки» принесла в прошлом году японцу Хирокадзу Корээде «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. После своего триумфа во Франции вполне логично было снять новую ленту именно там. «Правда» откроет Венецианский фестиваль, что не лишит фильм возможности побороться за главный приз Мостры. Раз уж Корээда решил поменять японский язык на французский, то почему бы не задействовать самых знаменитых местных актрис: главные роли исполнили Катрин Денев и Жюльетт Бинош. Первая изображает знаменитую актрису по имени Фабьен, вторая – ее дочь Люмир, которая возвращается с семьей из Нью-Йорка в Париж, после того как ее мать выпускает книгу воспоминаний. Корээда на протяжении всей карьеры исследует семейную тему. В частности, его всегда волновала проблема плохих, инфантильных матерей. Даже если новая картина на фирменную тему окажется неудачной (все же переход на чуждую автору культурную почву не всем удается), то будет как минимум любопытно посмотреть на ссорящихся див Денев и Бинош. Музыку написал Алексей Айги. «Брачная история» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером заранее приводит в восторг поклонников меланхолично-атмосферного арт-мейнстрима NetFlix «Брачная история» Ноа Баумбаха Один из самых желанных фильмов фестиваля для любителей американского независимого кино вообще и режиссера Ноа Баумбаха в частности. Netflix обещает выпустить картину уже этой осенью, так что ждать премьеры тем, кто не сможет поехать на Венецианский фестиваль, осталось недолго. Автор «Милой Фрэнсис», «Историй семьи Майровиц» и других очаровывающих и одновременно крайне ироничных лент о проблемах современных интеллектуалов соединил на экране Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера. Йоханссон в последнее время часто снимается в блокбастерах, но «Брачная история», судя по всему, напомнит зрителям о другом амплуа актрисы, не супергероини, а трепетной молодой женщины, которой она предстала в «Трудностях перевода» или в «Девушке с жемчужной сережкой». Правда, конечно, уже гораздо более опытной. Драйвер, хотя и появляется в том числе в фильмах вроде «Звездных войн», одновременно является одним из любимых актеров Джима Джармуша и того же Баумбаха. Их экранный дуэт с Йоханссон заранее приводит в восторг поклонников меланхолично-атмосферного арт-мейнстрима. Незадолго до фестиваля появилось два трейлера к «Брачной истории»: в одном показана точка зрения героини, в другом – героя. Оба персонажа рассказывают, что они любят в своих партнерах, но в финале ролика оказывается, что они, несмотря на глубокую привязанность, вынуждены развестись. «Джокер» Тодда Филлипса Хоакин Феникс также меняет амплуа: он оказался в супергеройском фильме «Джокер». Другое дело, что раз картина попала в конкурс серьезного кинофестиваля, то сделана она в несколько ином жанре, чем, например, «Мстители». Судя по всему, «Джокер» по мрачности и драматизму не уступает, а возможно, превосходит «Темного рыцаря» Кристофера Нолана и «Логана» Джеймса Мэнголда. У Феникса задача была вдвойне трудная: непросто играть противника Бэтмена, психопата Джокера, после того как Хит Леджер посмертно получил «Оскар» за аналогичную роль. Лента Тодда Филлипса расскажет о том, как мечтающий построить успешную карьеру комика Артур Флек превратился в итоге в опасного преступника. Компанию Фениксу в кадре составит Роберт Де Ниро. Интересно, что постановщик картины Тодд Филлипс известен прежде всего как режиссер трех частей «Мальчишника в Вегасе». Впрочем, после того как его коллега по этим комедиям Крейг Майзин создал нашумевший сериал «Чернобыль», перестаешь удивляться подобным метаморфозам. «Осиная сеть» рассказывает о кубинских политзаключенных, задержанных США по обвинению в шпионаже и убийствах CG Cinema «Осиная сеть» Оливье Ассайаса Француз Оливье Ассайас, все последние фильмы которого были представлены на ведущих кинофестивалях, привезет в Венецию картину о пяти кубинских политических заключенных, в конце 90‑х задержанных американскими властями по обвинению в шпионаже и убийствах. Ассайас вновь поработал с Эдгаром Рамиресом, сыгравшим главную роль в его мини-сериале «Карлос» о террористе Ильиче Рамиресе Санчесе. Также в «Осиной сети» заняты Пенелопа Крус, Ана де Армас, Вагнер Моура из сериала «Нарко» и Гаэль Гарсия Берналь (последнего, кстати, можно увидеть в еще одном конкурсном фильме – драме «Эма» чилийца Пабло Ларраина). Недавно в российский прокат вышла предыдущая работа Ассайаса – разговорная драмеди «Двойная жизнь», год назад также претендовавшая на венецианского «Золотого льва». «О бесконечности» Роя Андерссона Шведский классик Рой Андерссон снимает редко, но метко: киноманы и критики восхваляют его работы, фестивали награждают их призами (предыдущая его лента «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» стала триумфатором в Венеции). Картины Андерссона, как правило, представляют собой набор философских сновидческих трагикомичных сценок. «О бесконечности» привнесет в киновселенную Андерссона новых, но уже узнаваемых персонажей: уязвимых, смешных и вызывающих неподдельное сочувствие. При всей абсурдности происходящего в фильмах Андерссона каждый может проассоциировать себя с его героями. Впрочем, на сей раз среди действующих лиц заявлен даже Гитлер. «К звездам» Джеймса Грэя Любимец синефилов Джеймс Грэй, как и Хирокадзу Корээда, тоже большую часть карьеры изучал тему семейную (кровные узы в его фильмах и благо, и зло). Сейчас Грэй переключился на приключенческий жанр, но, разумеется, никакого отношения к тривиальному массовому кино его фильмы не имеют. Вслед за «Затерянным городом Z» о поисках Эльдорадо последовала картина «К звездам» о путешествии в космос. Главную роль исполнил Брэд Питт, в 55 лет находящийся на пике актерской и физической формы, что понятно по новому фильму Тарантино. Проблемы отношений родителей и детей из творчества Грэя тоже никуда не исчезли. Герою «К звездам» астронавту Рою Макбрайду нужно найти своего пропавшего много лет назад отца, а для этого ему придется отправиться к дальним границам Солнечной системы. От успеха его экспедиции зависит ни много ни мало вся жизнь на Земле. Также в ролях Лив Тайлер, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и Рут Негга. Картина выйдет в российский прокат уже в конце сентября. «Прачечная» Стивена Содерберга Стивен Содерберг, который, к счастью, не ушел из кино, хотя и грозился, сделал картину о «Панамском досье» – он всегда исследует самые актуальные проблемы. Благодаря утечке документов юридической компании Mossack Fonseca в 2012 году стала общедоступной информация об офшорах множества известных людей, в том числе высокопоставленных чиновников и лидеров государств. В «Прачечной» заняты Дэвид Швиммер, Мэрил Стрип, Гэри Олдман, Джеймс Кромвелл, Шэрон Стоун, Антонио Бандерас, Маттиас Шонартс и Джеффри Райт. «Дело Дрейфуса» Романа Поланского Имя классика Романа Поланского возникает в дискуссиях в последние месяцы в первую очередь в связи с выходом на экраны «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Одной из главных героинь фильма Тарантино стала убитая бандой Чарльза Мэнсона беременная жена Поланского Шэрон Тейт. Некоторые посчитали то, как режиссер обошелся с историей Тейт, неэтичным по отношению к Поланскому. В своей новой работе Поланский, как и Тарантино, обращается к прошлому, но еще более давнему: он посвятил ленту делу, ставшему символом антисемитизма в Европе конца XIX века и всколыхнувшему волну общественных дискуссий. В «Деле Дрейфуса» (в оригинале J’accuse – «Я обвиняю») рассказана история Альфреда Дрейфуса – французского капитана еврейского происхождения, обвиненного в передаче секретных материалов германскому военному атташе в Париже и приговоренного к пожизненному заключению на Чертовом острове. Через десять с небольшим лет Дрейфус был полностью оправдан и даже повышен в звании. Счастливый финал, который в сегодняшних реалиях почти утопичен. В ролях: Луи Гаррель, Жан Дюжарден, Эмманюэль Сенье, Мельвиль Пупо и Матье Амальрик. «В ожидании варваров» Сиро Герры Первый англоязычный проект колумбийца Сиро Герры, чья совместная с Кристиной Гальего криминально-этнографическая сага «Перелетные птицы» прогремела на фестивалях по всему миру. Ставки весьма высоки: Герра экранизировал роман нобелевского лауреата Джона Кутзее, а на главные роли взял Марка Райлэнса, Джонни Деппа и Роберта Паттинсона. Роман и фильм рассказывают о магистрате колониального городка, который, наблюдая за издевательствами над «варварами», начинает сомневаться в своей готовности быть верным принципам империи. ©Shutterstock / Fotodom Женщины-режиссеры Из двадцати одного конкурсного фильма всего лишь два сняты женщинами-режиссерами. «Молочные зубы» дебютантки в полнометражном кино Шэннон Мерфи повествуют о тяжелобольной девушке-тинейджере, вкус к жизни которой возвращает влюбленность в драгдилера. В центральной роли невероятная Элиза Сканлен, год назад блиставшая в сериале «Острые предметы», где не уступала самой Эми Адамс. «Идеальный кандидат» постановщицы из Саудовской Аравии по имени Хайфа Аль-Мансур («Красавица для чудовища») – комедийная драма о молодой женщине-враче, которая пытается преодолеть сопротивление консервативного сексистского общества и поучаствовать в муниципальных выборах. Российская тема в Венеции В параллельную секцию «Горизонты» отобрали новую картину режиссера, художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии «Преступный человек». Директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера назвал Мамулию «одним из самых интересных режиссеров из региона постсоветского пространства». Один из героев российско-грузинского «Преступного человека» – ставший свидетелем преступления инженер, но Мамулия не хочет давать четких жанровых определений для фильма. Ленту можно будет посмотреть в том числе на сайте фестиваля, заплатив небольшую сумму. В секции «Венецианская классика» покажут отреставрированную «Калину красную» Василия Шукшина.