Войти в почту

Через тернии запретов к звёздам. Или 100 лет советскому кино.

На днях советскому кино исполнилось 100 лет. Сменилось много эпох, стилей, направлений, многое стало классикой. На написание статьи подтолкнуло случайно увиденное мной интервью, Станислава Иосифовича Ростоцкого советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и двух Государственный премий СССР (1970, 1975). Это скорее не интервью, а разговор со зрителем, рассуждение, и взгляд на новое на тот момент кино (эфир датирован 1988 годом). Тишина в зале, Ростоцкий стоит на сцене, не поддельная уверенность, параллельно с добротой, мудростью, и ясный усталый взгляд, все это заставило меня, досмотреть до конца. Не зазнаваясь, и спокойно и это поражает как он говорит о своих фильмах, режиссёрах и о -4х поколениях в кино с которыми ему удалось соприкоснутся, с гордостью говорит человек, и с уважением « Я пытался, перебрать множество картин но не нашел тех за какие мне было бы стыдно» говорит он. «Я несу ответственность за все свои фильмы «Это Земля и люди», «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие» «Белый Бим чёрное ухо» (дважды номинирован на премию Оскар за эти фильмы). И ни одной картины не было поставлено «на полку» этого талантливого человека, «Каждая картина это борьба, и если ты хочешь сделать что то в искусстве честное, что то правдивое, что то искреннее, это обязательно кого то будет задевать, а если те кого эта картина задевает, обладают властью, то ни могут сделать с твоей картиной все что угодно». Актуально не правда ли на сегодня? Взять даже первый фильм Земля и Люди» за которую режисер Троепольский хотел зарубить Ростотцкого топором, и как в ней высмеивалось положение в сельском хозяйстве того времени, этой картины не должно было быть, а она даже не попала на «полку». Ростотцкого разбирали много раз, за эту картину, Сергей Герасимов, художественный руководитель, называл меня Самоубийцей прочитав однажды мой сценарий говорит Ростотцкий. И за пропаганду отсталых методов агротехники хотели закрыть картину (за сцену из фильма когда температуру почвы прицепщик мерил тем что садился на землю, «если терпимо то сеять можно»). Как пример к чему придирались и в каких формулировках. Это твоя первая картина, тебе объявляют что ты сделал контрреволюцию и после этого ты не мог больше ставить фильмы. И даже за песню из фильма «Дело было в Пенькове», «А дней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого» картину хотели снять, раньше любить женатых было нельзя, и песня считалась аморальной, в (дальнейшем эта песня была очень популярна). Я всегда был против всяческих запретов в искусстве, если только оно настоящее, и это трудно определить всегда, искусство это или нет, это зависит от того, кто определяет, и по каким критериям. Запреты всегда рождают в людях колоссальную энергию вызванную интересом увидеть это, и создают почву для распространения (цитата из интервью). «Земля и люди» действительно очень теплый, и дерзкий фильм того времени. Из контекста интервью вопрос о фильме который был снят в на киностудии Детских и Юнешеских фильмов «Маленькая вера и воры в законе(1989)», как считал Ростотцкий с этого фильма пошли стандарты в искусстве кино, и весь ужас этого фильма в том что он снят на уровне мировых стандартов, «А делать в искусстве на уровне каких бы то ни было стандартов это значит не делать искусство», мы берем эти стандарты у Американцев что якобы мы можем так же как они в плане жестокости сцен, бандитизма, а нужно снимать так что мы можем как они а вот они нет, мы могли снять фильм «Броненосец Потемким» а они нет, мы могли снять «Летят журавли и Баллада о Солдате а они не могли, и вот когда мы могли а они не могли, вот это и был великий советский кинематограф». Много вопросов о семье, времени, сокурсниках которые уже ушли, (весь набор во ВГИК на котором учился Ростотцкий был в 1944 году, и по его словам в этом году людей на курс было набрать сложно, часть была из госпиталей, часть молодые ребята 16-18 лет). И один из заключительных вопросов из зала, «есть ли сейчас в наше застойное время фильмы уровня «Броненоец Потемкин и «Летят Журавли»? Если да, то какие если нет, то почему, может быть просто сейчас нет актуальных тем в наше время (напомню интервью 1988 год), может быть нет гениев, которые создают шедевры»? Однозначно могу сказать что это фильм «Покояние», он сделан такими художественными средствами, которыми он закрыл дорогу многим фильмам, это настоящее произведение искусства («Покаяние»— советский художественный фильм, психологическая драма режиссёра Тенгиза Абуладзе, снятая в 1984 году). «Было Сталинское время, и в кинематографе были личности, хотя многих истребляли и их было бы больше, но они были, потом была война, и появились личности в кинематографе, была оттепель, и появились личности масштаба Тарковского, но парадокс, когда сейчас нет запретов и больше свобод, личностей становиться меньше, но они обязательно появятся.» И они появились, и в каждом времени они были свои, и подчеркивали свое время и потом уходили из этого времени. 90-е «Брат- Данила Бодров, и позже несколько фильмов о Чечне, Бумер, Бригада с Безруковым, Человек Паук, и в каждом времени можно перечислять долго. Это только часть интервью и его контекст, его можно найти и посмотреть в интернете, и очень многое из него актуально именно сегодня.

Через тернии запретов к звёздам. Или 100 лет советскому кино.
© SM News