Кинематограф будущего: каково смотреть фильмы в VR
Несмотря на то, что технологии виртуальной реальности уже широко известны, они находятся на этапе интенсивного развития, и с каждым годом дают всё более высокое качество погружения. Интерес к ним продолжает расти, а VR уже на пороге того, чтобы стать доступным. Сегодня технологии виртуальной реальности привнесли новые инструменты в самые разные сферы человеческой деятельности — науку, образование, развлечения и искусство. Это не только игры, как кажется на первый взгляд. Кинематограф является тем видом искусства, который, благодаря технологиям виртуальной реальности, получил новые возможности для погружения зрителя в мир кино. О потенциале и реализации фильмов в формате VR нам рассказал режиссёр и директор студии RosVR Максим Никонов. VR-кино — новый этап в эволюции кинематографа Сейчас кино стало доступным вариантом досуга. Фильм можно посмотреть в кинотеатре, дома на телевизоре или ноутбуке, а с экрана телефона — вообще в любых условиях. Этому предшествовали десятки лет эволюции: появление быстро сменяющихся черно-белых картинок; добавление звука, которое полностью изменило подход к актерской игре и подаче сюжета; выход первых цветных и в дальнейшем цифровых фильмов; зарождения объемного 3D-изображения и компьютерной графики. Нынешним этапом развития кинематографа стала съемка VR-кино, которая по своему влиянию на весь процесс реализации и демонстрации сравнима с появлением звука. Технология в прямом смысле слова погружает тебя в сюжетные действия, стирая границу между тобой и экраном. Если предыдущие этапы эволюции работали над улучшением и развитием двумерного видеоряда, то визуализация в виртуальной реальности выводит подачу на качественно новый уровень. Новый уровень погружения Как мы уже сказали, главное в VR-фильмах — более высокий уровень погружения. Возникает чувство, что ты и есть камера. Зритель видит происходящее от первого лица и при желании может менять ракурс наблюдения. Это снимает чувство ограничения, ведь полностью исчезают слепые пятна и ты можешь сам выбирать, за чем наблюдать. Также к минимуму сводится влияние внешних факторов. Если сравнивать с тем же кинотеатром, то между тобой и экраном не возникнет голова человека. Ты остаешься один на один с произведением. Если речь зашла об оказываемом эффекте, обязательно нужно рассматривать конкретные примеры. Смотря фильмы о путешествиях, мы ограничены ракурсами, выбранными режиссером и оператором. Но в VR ты можешь рассмотреть места, достопримечательности и пейзажи со всех сторон вокруг своей оси. Например, в фильме о восхождении на Эльбрус, снятом студией RosVR, ты в любой момент можешь развернуть камеру и увидеть горные массивы. Это создает впечатление, будто ты стоишь прямо на этом месте и свободно поворачиваешься. Возможно, в реальной жизни ты никогда не сможешь посетить это место, но погружение через VR создает неподдельное чувство личного присутствия. Если перейти от документальных фильмов к игровым постановочным, в пример можно взять фильм «Вне тела». Начинается он видом от первого лица с операционного стола, а затем камера движется так, словно твое астральное тело выходит из физического. Сопровождается это действиями и разговорами доктора и медсестры, дополняющими эффект реалистичности в такой необычной ситуации. При помощи управления экраном ты можешь рассмотреть дополнительные детали и проработанный интерьер, что невозможно сделать в обычном 2D. Технические особенности и возможности фильмов в 360 Так же как IMAX-кино снимается на специальные камеры, так и для создания VR-фильмов требуется оборудование, позволяющее качественно запечатлеть окружающие объекты. Достигается это благодаря использованию нескольких камер с одинаковыми техническими показателями. Картинки со всех камер должны быть идентичными, чтобы при их склейке не возникал дисбаланс качества изображения, освещения, битрейта, цветопередачи. Это позволяет сделать бесшовное соединение кадров. VR-фильмы состоят из кадров, которые представляют собой сферические видеопанорамы, которые снимаются специальными камерами с множеством объективов. Объективы направлены в разные стороны, и каждый снимает свой участок пространства в отдельный видеофайл. Чтобы создать сферический кадр, нужно сшивать все файлы в единый кадр с помощью специальных программ. Поскольку такие камеры снимают всё окружающее пространство, то возникают трудности с тем, чтобы скрыть оператора, который обычно управляет камерой. Поэтому если нужно двигать камеру, то используются дроны, краны, роботы, слайдеры, тросы и многое другое. Это позволяет управлять камерой дистанционно и добиться динамики в кадре. Главное достоинство фильмов в 360 обусловливает и главную проблему: полностью открытый обзор вынуждает режиссера тщательно продумывать постановку кадра. Это полностью изменяет устоявшееся понимание композиции и выстраивания кадра. Режиссерам нужно учесть особенности всей локации и установить камеры так, чтобы скрыть дополнительное освещение, микрофоны и весь съемочный коллектив. К тому же приходится искать новые способы монтажа и перехода планов. Таким образом мы получаем новый во всех проявлениях технический и художественный продукт. Стоит отметить, что в обмен на тяготы реализации VR-кинематограф дает новые возможности реализации художественных приемом. Так, например, фильмы от первого лица позволяют достигнуть большего реализма и погружения. Звуки, издаваемые с другой стороны, будут заставлять зрителя повернуться к источнику звука. Повысится динамичность погонь и экшен-сцен. Такие приемы — это лишь поверхностное и самое очевидное, к чему может прибегнуть постановщик. Представь, как изменятся фильмы с VR, когда технология попадет в руки таких режиссеров, как Тарантино, Ларс фон Триер или Кэмерон. Технологии съемки фильмов в VR-формате привнесли новые инструменты создания аудиовизуальных произведений в такой вид искусства, как кино. Благодаря этому авторы во всем мире могут рассказывать истории еще более захватывающе. Еще одним направлением развития VR-фильмов является внедрение интерактивности, когда сам зритель влияет на построение сюжета. Да, прямо как в интерактивных играх. Это сможет сделать фильмы глубже, а нелинейность приведет к тому, что люди захотят «пересмотреть» его, чтобы узнать альтернативные варианты развития сюжета. Интерактивный кинематограф — это соединение индустрии кино и игр. Такое произведение не является игрой в привычной форме, но и классическим фильмом его назвать тоже нельзя. Сегодня мы наблюдаем образование новой формы, которая будет отличаться от всего того, что мы привыкли видеть на экранах наших устройств. Российская студия RosVR стала одним из первых коллективов, развивающих и популяризирующих технологию видеосъемки в VR. История компании начинается в 2013 году, когда только стали появляться первые шлемы виртуальной реальности. С тех пор компания начала подробно изучать технические и художественные возможности технологии в кинематографе. Уже в 2015 году студия начала выпускать первые проекты в новом формате. RosVR эволюционировал вместе с кинематографом и на данный момент является ведущей компанией в своем сегменте, которая создает фильмы и интерактивную рекламу для таких компаний, как Сбербанк, G-energy, Nissan, «Ростелеком» и ADGEX. Вся команда RosVR во главе с Максимом Никоновым не просто верит, что будущее кинематографа за VR, — они делают всё, чтобы это будущее настало как можно скорее. Узнать больше о деятельности RosVR →