Ещё

Рецензия на фильм Ноа Баумбака «Брачная история» 

Рецензия на фильм Ноа Баумбака «Брачная история»
Фото: InterMedia
Оценка: 8 из 10 Фильм «Брачная история» режиссера Ноа Баумбака показали на 76-м Венецианском кинофестивале. В ролях: , , , Рэй Лиотта.
Понятно, почему они были вместе. Она заботлива и внимательна, любима и успешна. Он — настоящий художник, очаровательный в своей рассеянности, но всегда твёрдо знающий, чего хочет. Оба, наконец, талантливы и красивы, и ценят друг в друге не столько это, сколько незначительные и порой несовершенные нюансы. К примеру, она стрижёт всю семью и повсюду оставляет чашки чая, а он прекрасно готовит и любит поплакать над фильмами. Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон) — деятельный союз двух непохожих. Режиссера современного театра в Нью-Йорке и актрисы из Лос-Анджелеса, из молодежных голливудских комедий удалившейся в прохладную тень авангардной драматургии.
Понятно, почему они разошлись. Когда-то она отказалась от карьеры в Городе ангелов и переехала в Нью-Йорк, чтобы быть частью чего-то общего. Теперь же, тягостное ощущение жертвенности в совокупности с непониманием своего места в мире привели к обвинениям. Он же, в невинном желании сбежать от беспочвенных упреков, нашел утешение в ни к чему не обязывающем и безусловном сексе с коллегой по работе.
Союз двух творческих, ценящих и себя, и друг друга личностей дал неизгладимую трещину. Как если бы в брак из фильма вмешалась действительность и нереализованные амбиции.
Николь нащупала эту прореху и хочет вернуться в родной Лос-Анджелес, где живет её семья, нащупываются большие профессиональные перспективы. Чарли же ожидает премьеры спектакля на Бродвее, и для него союз с Николь — только нью-йоркскаясемья, и быть не в одном городе — значит не быть вовсе.
Все несчастные семьи несчастливы одинаково. Причина этих несчастий — обманутые ожидания. Она ждала от него ответного самопожертвования, опоры и понимания, он — беззаветного принятия и растворения в совместной жизни. Его холодная vita conteplativa столкнулась с её чувственной vita activа.
Пожалуй, именно эта спонтанность и внутренний призыв к действию сподвигли Николь вырваться из паутины неясности в отношениях. А некоторая неуверенность в собственных ориентирах привела её к предельно твёрдому и решительному адвокату и, так сказать, self-made woman в исполнении Лоры Дёрн. Она и Рэй Лиотта в роли судебного оппонента задают блестяще ироничный лад, который дополняется ситуативно выстроенным юмором курьёзных событий и положений в отдельно взятой семье.
В открытые, доверительные, дружественные отношения бывшей семьи, наполненные если уже не эросом, то филией, вмешивается бюрократия и повсеместно торжествующий корыстный интерес. Теперь, внезапно, если не ты — то тебя, а на кону — право растить и воспитывать совместного ребенка. Оба любят мальчика до беспамятства, но ожидания снова и снова не совпадают с желаниями этого маленького, но уже человека. Чарли надеется, что семья объединится в Нью-Йорке, а ребенку хорошо в Лос-Анджелесе — здесь новая школа и больше друзей. В итоге — уважение бывших супругов друг к другу и желание оставаться людьми оказываются разрушены собственническим интересом (которого, впрочем, на самом деле и не было). Чарли и Николь приходят к благотворному диалогу.
А дальше — совсем отключается разум и включаются ощущения: в живую ткань фильма буквально вторгаются .
Лингвоцентричное устройство картины сосредотачивается до предела и опрокидывается в свою противоположность, рассыпаясь фейерверком переживаний, слез и криков; ненамеренных деструкциях себя и всего вокруг.
Комическое переходит в трагическое и возвращается обратно. Это даёт место и катарсическому переживанию, и абстрактному наблюдению за «расстановкой» фигур. Сам бракоразводный процесс действительно напоминает спорт, состязание двух равнозначных противников, в котором не предугадать, на чьей стороне окажется преимущество в следующее мгновение. Правых и виноватых у Баумбака не существует. И хотя в фильме есть противоборство и истерики, истеричности в нем нет. А съёмка на 35 мм плёнку оператора Робби Райна и тёплое, мягкое и субтильное цветовое звучание задают нужный градус.
Фильм режиссёра автобиографичен (основан на опыте развода с ), а потому в кадре так отчетливо видна жизнь, а в место актёров — люди. Полярные харизмы Йоханссон и Драйвера (почти такие же разные, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес) соучаствуют в создании персонажей. А сценарий пишется непосредственно в процессе создания фильма, даже если актёры напрямую не приложили руку ни к одной реплике. Все благодаря откровенному диалогу и почти всемогущей артикуляции. Через друг друга герои лучше понимают и обретают самих себя. А что невозможно до конца артикулировать — внезапно находит выражение в музыке.
В финале картины в воздухе витает едва уловимая надежда на если не актуальное, то хотя бы потенциальное счастье.
Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia
Видео дня. Чем напугал фильм Ромма атомную промышленность СССР
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео