Войти в почту

Рецензия на фильм Ноа Баумбака «Брачная история»

Оценка: 8 из 10 Фильм «Брачная история» режиссера Ноа Баумбака показали на 76-м Венецианском кинофестивале. В ролях: Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Лора Дёрн, Рэй Лиотта. Понятно, почему они были вместе. Она заботлива и внимательна, любима и успешна. Он - настоящий художник, очаровательный в своей рассеянности, но всегда твёрдо знающий, чего хочет. Оба, наконец, талантливы и красивы, и ценят друг в друге не столько это, сколько незначительные и порой несовершенные нюансы. К примеру, она стрижёт всю семью и повсюду оставляет чашки чая, а он прекрасно готовит и любит поплакать над фильмами. Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон) - деятельный союз двух непохожих. Режиссера современного театра в Нью-Йорке и актрисы из Лос-Анджелеса, из молодежных голливудских комедий удалившейся в прохладную тень авангардной драматургии. Понятно, почему они разошлись. Когда-то она отказалась от карьеры в Городе ангелов и переехала в Нью-Йорк, чтобы быть частью чего-то общего. Теперь же, тягостное ощущение жертвенности в совокупности с непониманием своего места в мире привели к обвинениям. Он же, в невинном желании сбежать от беспочвенных упреков, нашел утешение в ни к чему не обязывающем и безусловном сексе с коллегой по работе. Союз двух творческих, ценящих и себя, и друг друга личностей дал неизгладимую трещину. Как если бы в брак из фильма Джима Джармуша «Патерсон» вмешалась действительность и нереализованные амбиции. Николь нащупала эту прореху и хочет вернуться в родной Лос-Анджелес, где живет её семья, нащупываются большие профессиональные перспективы. Чарли же ожидает премьеры спектакля на Бродвее, и для него союз с Николь – только нью-йоркскаясемья, и быть не в одном городе – значит не быть вовсе. Все несчастные семьи несчастливы одинаково. Причина этих несчастий - обманутые ожидания. Она ждала от него ответного самопожертвования, опоры и понимания, он - беззаветного принятия и растворения в совместной жизни. Его холодная vita conteplativa столкнулась с её чувственной vita activа. Пожалуй, именно эта спонтанность и внутренний призыв к действию сподвигли Николь вырваться из паутины неясности в отношениях. А некоторая неуверенность в собственных ориентирах привела её к предельно твёрдому и решительному адвокату и, так сказать, self-made woman в исполнении Лоры Дёрн. Она и Рэй Лиотта в роли судебного оппонента задают блестяще ироничный лад, который дополняется ситуативно выстроенным юмором курьёзных событий и положений в отдельно взятой семье. В открытые, доверительные, дружественные отношения бывшей семьи, наполненные если уже не эросом, то филией, вмешивается бюрократия и повсеместно торжествующий корыстный интерес. Теперь, внезапно, если не ты - то тебя, а на кону - право растить и воспитывать совместного ребенка. Оба любят мальчика до беспамятства, но ожидания снова и снова не совпадают с желаниями этого маленького, но уже человека. Чарли надеется, что семья объединится в Нью-Йорке, а ребенку хорошо в Лос-Анджелесе - здесь новая школа и больше друзей. В итоге - уважение бывших супругов друг к другу и желание оставаться людьми оказываются разрушены собственническим интересом (которого, впрочем, на самом деле и не было). Чарли и Николь приходят к благотворному диалогу. А дальше - совсем отключается разум и включаются ощущения: в живую ткань фильма буквально вторгаются «сцены из супружеской жизни». Лингвоцентричное устройство картины сосредотачивается до предела и опрокидывается в свою противоположность, рассыпаясь фейерверком переживаний, слез и криков; ненамеренных деструкциях себя и всего вокруг. Комическое переходит в трагическое и возвращается обратно. Это даёт место и катарсическому переживанию, и абстрактному наблюдению за «расстановкой» фигур. Сам бракоразводный процесс действительно напоминает спорт, состязание двух равнозначных противников, в котором не предугадать, на чьей стороне окажется преимущество в следующее мгновение. Правых и виноватых у Баумбака не существует. И хотя в фильме есть противоборство и истерики, истеричности в нем нет. А съёмка на 35 мм плёнку оператора Робби Райна и тёплое, мягкое и субтильное цветовое звучание задают нужный градус. Фильм режиссёра автобиографичен (основан на опыте развода с Дженнифер Джейсон Ли), а потому в кадре так отчетливо видна жизнь, а в место актёров - люди. Полярные харизмы Йоханссон и Драйвера (почти такие же разные, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес) соучаствуют в создании персонажей. А сценарий пишется непосредственно в процессе создания фильма, даже если актёры напрямую не приложили руку ни к одной реплике. Все благодаря откровенному диалогу и почти всемогущей артикуляции. Через друг друга герои лучше понимают и обретают самих себя. А что невозможно до конца артикулировать - внезапно находит выражение в музыке. В финале картины в воздухе витает едва уловимая надежда на если не актуальное, то хотя бы потенциальное счастье. Анна Стрельчук, Венеция,InterMedia

Рецензия на фильм Ноа Баумбака «Брачная история»
© InterMedia