Войти в почту

Война во Вьетнаме в американском кинематографе.

Война во Вьетнаме - болезненный эпизод для истории США. Последствия этого конфликта были не менее травмирующими. Уже к концу боевых действий фиксировались первые случаи "вьетнамского синдрома" и пост травматического расстройства. Их исследования начались только после завершения войны. Позже началось систематическое изучение вьетнамского синдрома в контексте проблем реабилитации и реадаптации ветеранов в обществе. Проведенные исследования позволили выделить следующие этапы развития синдрома: 1974 - 1981 гг. 1981 - 1989 гг. 1989 - 1993 гг. 2000-е гг. Последствия синдрома отражались как на ветеранах, так и на американском обществе. Средства массовой информации и население США активно обсуждали целесообразность конфликта. Этим вопросом задавался и кинематограф. Экранизированные истории участников войны могли сильно отличаться по своему характеру. Но их объединял ключевой мотив - возвращение ветеранов домой. Сюжет возвращения домой популярен. Его основа восходит ещё к евангельским мотивам, которые рождают череду образов. Генетически они все связаны с библейской притчей "О возвращении блудного сына". Образ пути был подкреплен "Одиссеей" и "Гамлетом". В "Одиссеей" главный герой скитается почти 10 лет, пока не доплывает до своего родного острова - Итаки. В американском кинематографе этот сюжет актуализируется из-за нескольких факторов. Длительное переживание обществом последствий вьетнамского синдрома выявило необходимость переработки травматичного опыта. Возрос интерес к локальным войнам и их изучения в контексте trauma studies. К тому же, вся американская культура того времени была тесно связана с Вьетнамом. Иллюстрацией первого этапа исследования вьетнамского синдрома служит фильм 1979 г. - "Апокалипсис сегодня". Его особенность - отсутствие изображения повседневной жизни солдат до войны и после. Мирная жизнь вытесняется образами военного быта, жестокости и убийств. Возвращение домой, адаптация представляются невозможными. В доказательство этого главный герой фильма, капитан Бенджамин Уиллард, говорит: "Беда в том, что я уже возвращался, и дома больше нет". Сюжетная линия фильма развивается, а герои достигают самого центра войны - высшей точки безумия. Из неё уже нет возврата. Как акт отчужденности от внешнего мира - развод главного героя со своей женой. Их больше ничего не связывает, теряются общие темы для разговора, понимание. Бывшие супруги теперь принадлежат двум совершенно разным мирам. Возможно, развод выступает здесь как символ оторванности солдат Вьетнама от внешнего мира. По данным социологических исследований около 40% ветеранов войны в течение первых 6 месяцев после её завершения подавали на развод. В фильме Майкла Чимино 1978 г. "Охотник на оленей" шансы на возвращение домой тоже не очень велики. Одной из причин этого может быть и неготовность самого общества к ветеранам. Отсутствие определенного мнения о войне во Вьетнаме усложняло процессы адаптации солдат. Противники конфликта относились к ветеранам с осуждением или игнорировали их. Так же поступала и большая часть общества. Официальное признание ветеранов Вьетнама случилось в 1978 г. Конфликт был вписан лишь в череду других локальных войн. Неудачная попытка коммеморации подчеркнула, насколько необходимы решительные действия по укреплению ветеранов в обществе. Отсутствие торжественных предприятий затрудняло этот процесс. Ветераны оставались вне общества, поэтому чувствовали себя потерянно. Сохранялась их социальная маргинальность. В 1982 г. был открыт мемориал ветеранам Вьетнама в Вашингтоне. Его основной целью было сохранения не столько памяти о войне, сколько сохранение её о погибших солдатах и ветеранах. Солдаты, пострадавшие на войне, становились жертвами и патриотами своей страны, которые просто исполняли приказ. Происходила постепенная трансформация образа ветерана как в обществе, так и на телевидении. Смех всегда помогал справиться с ситуацией, поэтому в 1987 г. на экран вышла комедийная драма "Доброе утро, Вьетнам". Главный герой этой истории - Эдриан Кронауэр - становится диск-жокеем в Сайгоне и ведет утренние эфиры. Вместо банальных новостных сводок он ставит рок-н-ролл и рассказывает шутки. Его легкость и юмор привносят в жизнь солдат немного их довоенной жизни. Подробнее мотивы возвращения домой можно рассмотреть в политической драме Оливера Стоуна "Рожденный 4 июля" 1989 г. Главный герой, Рон Ковак, патриот своей страны и искренне верит в необходимость войны. Отправляясь во Вьетнам защитником интересов своей родины, он возвращается инвалидом. По неосторожности убив своего товарища, с тяжелым ранением он лежит в госпитале. Постоянное чувство вины, абсолютное равнодушие персонала, отсутствие необходимого оборудования все больше угнетали его. Дома Рон начинает тяжелый путь принятия себя и своего опыта. Семья не знает, как правильно его поддержать. Его родной брат выступает ярым противником конфликта. Бывший солдат не получает понимания и остается наедине со своей историей. Он становится алкоголиком. Проблема алкоголизма касалась многих ветеранов Вьетнама. Создавались многочисленные программы и центры по излечению от алкогольной и наркотической зависимости. Но и они не были достаточно эффективны. В итоге Рон сам становится сторонником антивоенных кампаний. Его путь, отправной точкой которого можно считать госпиталь, не закончился возвращением в Америку. Он продлился намного дольше и закончился лишь полным принятием Рона своей роли в войне. Одиссей, чтобы вернуться на родину, сражался с чудовищами и героически преодолевал трудности. Герой фильма вел постоянную борьбу со своими воспоминаниями и убеждениями, чтобы наконец-то вернуться. Может, сам сюжет возвращения здесь выходил далеко за физические границы. Глобально эта тенденция была выражена в фильме 1994 г. "Форрест Гамп". Трагедию случившегося главный герой определяет как трагедию молодого поколения. Средний возраст людей, призванных в Вьетнам, составлял 19 лет. Форрест и его друг Бабба вместе со своим лейтенантом Дэном Тейлором долгое время сражаются с проливным дождем. Поэтому оказываются абсолютно не готовы к сопротивлению, оказавшись под плотным огнем. Бабба погибает, лейтенант Дэн остается инвалидом. Он становится прообразом множества ветеранов. Ненужный обществу, алкоголик, он, как и Рон, лишь спустя долгое время примиряется с собой. Фильмы 2000-х годов представляют процесс реабилитации ветеранов намного легче. Они оптимистичные и жизнеутверждающие. Главный акцент в них ставится на возможности ветеранов вернуться к мирной жизни. К этому этапу относятся фильмы "Музыка внутри" и "Спасительный рассвет". В основе сюжета первой картины история ветерана, который возвращается домой инвалидом, но активная общественная деятельность спасает его. Главный герой "Спасительного рассвета" летчик, который после крушения возвращается домой. Можно заметить, как отражается прогресс в восприятии ветеранов обществом даже на примере кинематографа. Он становится легче, понятнее. В нем уже меньше предрассудков и больше принятия. В заключении можно привести цитату Роберта Лифтона из книги "Домой из войны: ни жертвы, ни палачи". Он пишет: "Каждый, кто общался с ветеранами войны во Вьетнаме согласится с тем, что эти люди не похожи на участников других боевых действий, а самое подходящее для них слово - отчужденные".

Война во Вьетнаме в американском кинематографе.
© SM News