Как снимался сериал «Сучьи войны»
Жестокие войны между группировками заключенных, любовь, которая прошла через годы, и новое погружение в драматичную историю страны — этот телепроект стал одним из самых успешных за минувшее лето В главных ролях заняты Алексей Демидов и Михаил Пшеничный, сыгравшие двух друзей Михаила Матвеева и Леву Грача, влюбленных в Любу, героиню Карины Андоленко. По сюжету жизнь разводит друзей по разные стороны баррикад — Мишка становится уважаемым вором в законе, а Лева — милиционером. «До этого проекта мы не были знакомы друг с другом, — вспоминает о съемках исполнитель главной роли Михаила актер Алексей Демидов. — Но съемки исторического сериала — это всегда процесс долгий. Фильм начинается в раскулаченном колхозе, потом наших героев забрасывает из деревни в Москву, дальше — в далекую заснеженную зону, а оттуда на фронт. Конечно, за время длительных командировок мы с Кариной и Михаилом не просто прекрасно сработались, а по-настоящему подружились. И до сих пор тепло общаемся, созваниваемся. Вообще у меня о тех съемках остались только самые приятные воспоминания. У нас подобралась очень хорошая команда». Как рассказали создатели фильма, проект снимали в Подмосковье и под Торжком. Героиню Карины Андоленко иногда сравнивали с Пенелопой, которая ждала своего любимого много лет, ведь ее молодой человек во время голода ушел из деревни на поиски пропитания ради любимой, и ему пришлось пройти через многие испытания. «У нее есть чему поучиться, — рассказала Карина Андоленко. — Люба — женщина, которая умеет ждать, умеет жертвовать собой, не требуя ничего взамен. Это качество мне хотелось бы в себе развить, чтобы как можно больше окружающих людей так же могли чувствовать и делиться этими чувствами». Образы персонажей сериала собирательные, но события того времени с 30-х по 60-е годы — реальные, из мемуаров и архивов. Для полной достоверности на самих съемках присутствовали консультанты-историки, которые подсказывали в нужные моменты. Костюмеры ходили в музеи, изучали архивные фото. Оказалось, что в зависимости от года заключения у зэков была разная одежда. Сначала, например, им не выдавали ватники, а спустя время начали. «Я даже не слышал об этой „сучьей войне“, — рассказывает Алексей Демидов. — И много любопытного узнал, пока готовился к сериалу. Оказывается, сразу после Великой Отечественной войны в тюрьмах нашей страны была развязана жестокая борьба между группами заключенных. Длилась она почти десять лет и негласно поддерживалась лагерной администрацией, которая таким образом, очевидно, решила сократить общую численность преступников. „Воровской закон“ запрещал ворам сотрудничать с властями, в том числе воевать. Однако среди заключенных оказалось много таких, которые решили, что защита Отечества от фашистов важнее, чем „воровской закон“, и добровольно пошли на фронт. Не участвовавшие в Великой Отечественной войне сочли таких добровольцев „суками“. Воры, вернувшиеся с войны в тюрьмы досиживать свои сроки, встретились с теми, кто „воровского закона“ не нарушал. Так была развязана „сучья война“ с безжалостными кровопролитными побоищами и жестокими смертями». Для актеров было непросто погрузиться в атмосферу середины прошлого столетия. Тем более когда это касалось блатных представителей тюрем и зон. «Да, тюремная история оказалась для меня самой непростой, — вспоминает Алексей Демидов. — И даже не потому, что дублеров на съемках не было и мне приходилось участвовать в постановочных драках самостоятельно. Это как раз было несложно. Но вот залезть в шкуру своего героя, понять, о чем думает и мечтает зэк. Нет среди моих знакомых ни одного, кто мог бы во всех подробностях рассказать про сороковые, пятидесятые годы, про то, как оно тогда было на самом деле в тюрьмах. А мне очень хотелось быть достоверным. Конечно, я общался с теми, кто сидел уже позже, внимательно слушал их рассказы, много читал о послевоенном времени, смотрел документальную хронику, фильмы той эпохи». А вот актриса Карина Андоленко, вживаясь в ту эпоху, вспоминала, что ей рассказывали ее дедушка с бабушкой. А то, о чем они не поведали, разыскала и прочитала в Интернете. «А насчет разницы поколений… Внешние обстоятельства меняются, но, по сути, происходит все то же самое — все хотят любви, хотят быть услышанными, быть счастливыми, — уверена актриса. — Поэтому и Антон Чехов, и Лев Толстой, и Александр Островский по-прежнему актуальны».