Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»: любовь во время холеры

Фильм «Одесса» выйдет в российский прокат 5 сентября 2019 года. Режиссер: Валерий Тодоровский. В ролях: Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт и другие. Оценка: 9 из 10. 1970 год. Жаркое лето. Столичный журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) приезжает с сыном в Одессу буквально на денек – пообщаться с многочисленным семейством, собравшимся в доме родителей его жены, и вернуться обратно, чтобы решить дело с командировкой в Германию. Но в городе начинается эпидемия холеры, объявлен карантин, и Одесса захлопывается, как мышеловка: нельзя ни уехать, ни въехать. Приходится как-то мириться со случившимся, но неожиданная изоляция действует на семейку странным образом: всплывают годами копившиеся проблемы, вырываются наружу взаимные обвинения, конфликты накатывают, как волны моря, - а сам Борис, вырванный из привычного ритма жизни, переживает серьезный экзистенциальный кризис. Валерий Тодоровский неоднократно подчеркивал две вещи: фильм основан на его личных детских воспоминаниях (в 8-летнем возрасте он оказался в Одессе во время холерного карантина) и при этом не является автобиографическим и уж тем более историческим. Зрителю же на ум приходят при просмотре многочисленные литературные ассоциации: «Декамерон», «Пир во время чумы», «Лолита», «Темные аллеи»… Сам режиссер считает, что это фильм о том, как в определенных обстоятельствах у людей вдруг появляется свобода чувствовать и делать то, что нельзя. И в очередной раз пытается решить для себя и зрителей, а можно ли это делать. Свою историю Тодоровский рассказывает медленно и с наслаждением, словно пересматривая старую пленку (к слову, фильм был снят именно на пленку Kodak, а не на цифру), любуясь героями и городом вместе с оператором картины Романом Васьяновым. Да, режиссер много лет мечтал снять кино о своем детстве и снять кино именно в Одессе, но, как известно, сделать ему это не удалось. В Одессу превратились павильоны и другие города. Конечно, одесситов не обмануть, но Валерий и его команда сделали всё, чтобы эту разницу не увидели остальные зрители. Как Квентин Тарантино воссоздал Голливуд 60-х, так Валерий Тодоровский воскрешает СССР 70-х, но, в отличие от «Довлатова» Алексея Германа-младшего, это не мрачные и серые, а солнечные и яркие декорации для происходящей человеческой катастрофы. Возможно, это самое личное кино Тодоровского после фильма «Любовь», недаром один из главных героев – мальчик Валера – носит его имя. И сборная любимых актеров режиссера выдает невероятные эмоции. Ирина Розанова и особенно Леонид Ярмольник сыграли тут одни из своих лучших драматических и даже трагических ролей (не говоря уже о специально выученном идише и одесском говоре). Оба актера признались, что черпали вдохновение в самых близких людях: Леонид нашел черты персонажа в своем отце, а Ирина заявила, что роль играла не она, а ее мама. Евгений Цыганов выступает в более привычном для себя амплуа человека, который пытается сохранять трезвый рассудок и держаться над схваткой, но в финале срывается в пике. Впрочем, вряд ли есть в российском кино актер, умеющий сделать это лучше. Евгения Брик, Ксения Раппопорт, Сергей Муравьев, Владимир Кошевой составляют гармоничный ансамбль, и юные актеры Вероника Устименко, Дана Манукян и Степан Середа играют совсем не по-детски. И, конечно, это кино можно не только смотреть, но и слушать: звуки приморского города, одесская речь, светлая музыка Анны Друбич и хиты 1970-х. Кто бы мог подумать, что песня Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней» за 50 лет еще исчерпала не весь свой драматический потенциал… Екатерина Алексеева, InterMedia

Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»: любовь во время холеры
© InterMedia