Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»: любовь во время холеры
Фильм «Одесса» выйдет в российский прокат 5 сентября 2019 года. Режиссер: Валерий Тодоровский. В ролях: Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт и другие. Оценка: 9 из 10. 1970 год. Жаркое лето. Столичный журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) приезжает с сыном в Одессу буквально на денек – пообщаться с многочисленным семейством, собравшимся в доме родителей его жены, и вернуться обратно, чтобы решить дело с командировкой в Германию. Но в городе начинается эпидемия холеры, объявлен карантин, и Одесса захлопывается, как мышеловка: нельзя ни уехать, ни въехать. Приходится как-то мириться со случившимся, но неожиданная изоляция действует на семейку странным образом: всплывают годами копившиеся проблемы, вырываются наружу взаимные обвинения, конфликты накатывают, как волны моря, - а сам Борис, вырванный из привычного ритма жизни, переживает серьезный экзистенциальный кризис. Валерий Тодоровский неоднократно подчеркивал две вещи: фильм основан на его личных детских воспоминаниях (в 8-летнем возрасте он оказался в Одессе во время холерного карантина) и при этом не является автобиографическим и уж тем более историческим. Зрителю же на ум приходят при просмотре многочисленные литературные ассоциации: «Декамерон», «Пир во время чумы», «Лолита», «Темные аллеи»… Сам режиссер считает, что это фильм о том, как в определенных обстоятельствах у людей вдруг появляется свобода чувствовать и делать то, что нельзя. И в очередной раз пытается решить для себя и зрителей, а можно ли это делать. Свою историю Тодоровский рассказывает медленно и с наслаждением, словно пересматривая старую пленку (к слову, фильм был снят именно на пленку Kodak, а не на цифру), любуясь героями и городом вместе с оператором картины Романом Васьяновым. Да, режиссер много лет мечтал снять кино о своем детстве и снять кино именно в Одессе, но, как известно, сделать ему это не удалось. В Одессу превратились павильоны и другие города. Конечно, одесситов не обмануть, но Валерий и его команда сделали всё, чтобы эту разницу не увидели остальные зрители. Как Квентин Тарантино воссоздал Голливуд 60-х, так Валерий Тодоровский воскрешает СССР 70-х, но, в отличие от «Довлатова» Алексея Германа-младшего, это не мрачные и серые, а солнечные и яркие декорации для происходящей человеческой катастрофы. Возможно, это самое личное кино Тодоровского после фильма «Любовь», недаром один из главных героев – мальчик Валера – носит его имя. И сборная любимых актеров режиссера выдает невероятные эмоции. Ирина Розанова и особенно Леонид Ярмольник сыграли тут одни из своих лучших драматических и даже трагических ролей (не говоря уже о специально выученном идише и одесском говоре). Оба актера признались, что черпали вдохновение в самых близких людях: Леонид нашел черты персонажа в своем отце, а Ирина заявила, что роль играла не она, а ее мама. Евгений Цыганов выступает в более привычном для себя амплуа человека, который пытается сохранять трезвый рассудок и держаться над схваткой, но в финале срывается в пике. Впрочем, вряд ли есть в российском кино актер, умеющий сделать это лучше. Евгения Брик, Ксения Раппопорт, Сергей Муравьев, Владимир Кошевой составляют гармоничный ансамбль, и юные актеры Вероника Устименко, Дана Манукян и Степан Середа играют совсем не по-детски. И, конечно, это кино можно не только смотреть, но и слушать: звуки приморского города, одесская речь, светлая музыка Анны Друбич и хиты 1970-х. Кто бы мог подумать, что песня Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней» за 50 лет еще исчерпала не весь свой драматический потенциал… Екатерина Алексеева, InterMedia