Ещё
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Окей, Лекси!
Окей, Лекси!
Комедия
Купить билет
Джуди
Джуди
Биография, Мюзикл, Драма
Купить билет
Они
Они
Триллер, Ужасы
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет

Наше военное кино превращается в аттракцион 

Наше военное кино превращается в аттракцион
Фото: Вечерняя Москва
А значит уже сегодня, за полгода, в России снимаются фильмы о Великой Отечественной — игровые и документальные.
Алексей Герман-младший, например, снимает игровую картину о наших летчицах из некого условного полка, а  — документальный фильм про героических летчиц из так называемом «полка тети Дуси». В работе фильмы о партизанах, танкистах, пехоте…Какими они будут? Думаю, не погрешу против истины, если скажу — разными. Вопрос в том, какие именно дойдут до нас?
Последнее десятилетие самой острой критике подвергалось, как ни странно, именно высокобюджетное военное кино, блобастеры, имеющие мощную финансовую составляющую и определенный кассовый успех. Картины , , «Т-34», и другие были широко разрекламированы, что обеспечило приток зрителей в кинотеатры, но каждая из них в той или иной степени подверглась позже серьезной критике.
И ведь нельзя сказать, что наши зрители не любят военное кино. В перечне любимых всегда назывались «В бой идут одни старики», , , .
Так в чем же дело?
На Руси испокон веков русские люди воевали за свою свободу, и кинематограф с первых лет существования производил фильмы о войне. Государственные мужи сразу поняли, какое влияние на массовую аудиторию оказывает изобретение братьев Люмьер. Не случайно, первая игровая лента дореволюционной России «Оборона Севастополя» была снята по высочайшему повелению Его Императорского Величества , поскольку имела колоссальное нравственно-воспитательное значение для граждан страны. Это понимание не утрачено и сегодня: на военные фильмы государством выделяется огромные (для российское кино) деньги. Поэтому, когда говорят, что в нынешнем кино нет никакой идеологии и пропаганды, слышать это странно и смешно.
Не смешно другое. Если проанализировать военные блокбастеры последних лет, то легко заметить, что многие сделаны по типовому голливудскому шаблону с неизменными атрибутами: закрученный сюжет, сцены насилия, убийства или откровенного секса, и развязка — либо хеппи энд, либо минорный финал. Ярчайшим примером подобного кино стал «Спасти Ленинград», в котором только ленивый не усмотрел бы конструкцию, нахально содранную из «Титаника». Но и это ведь — не самое страшное. Самое страшное, что российское военное кино постепенно превращается в масштабный аттракцион. В котором за участившимися любовными историями, разворачивающимися на фоне военных действий, нередко теряются сама война. А когда этих историй нет, и присутствуют только батальные сцены, то они почему-то оборачиваются «фальшаком» — компьютерной игрушкой, в которой мы не верим ни единому кадру. Просто замкнутый круг какой-то.
В свое время сказал, что нет ничего более простого, чем вызвать у зрителя животный ужас, показывая на экране, как у жертвы отрубают руку по частям. Только вот к искусству кино это никакого отношения не имеет. Как не имеет отношения к искусству (это уже — от себя) и медленно вползающий в квадрат окна огромный флюзеляж самолета, готовый пробить стену жилого дома. Это имеет отношение к освоению нами компьютерных технологий, с которым мы так носимся сегодня, и которые стали путать с понятием «кинематограф». А ведь те поколения молодых людей, которые выросли уже после развала СССР, теперь вот именно по этим фильмам получают представление войне. Для молодежи до 24 лет историческая достоверность, драматизм событий как-то вдруг перестал быть определяющим критерием качества. Для них важнее стал динамичный сюжет, эмоциональность, насыщенность спецэффектами. А полуправда — она ведь хуже откровенной лжи. Потому что ложь распознаваема, а полуправда — нет Но, к счастью, у нас в стране снимаются не только блокбастеры. Я сейчас говорю о малобюджетном военном кино, которое показывается на фестивалях, о картинах, которые искренне нас изумляют, про которое счастливчики, их видевшие, могут воскликнуть: оказывается, вот какое у нас интересное кино существует!
Сюда можно причесть и пронзительную военную мелодраму , Я вообще очень люблю фильмы Павла Чухрая. У него — очень хорошая семейная история, он знает много о войне от своего отца — фронтовика! В этот же список попала и накаленная драма , в котором война воспринимается глазами ребенка, прячущегося в камине, как воспринималась она глазами подростков, в культовых советских фильмах и «Иди и смотри». Или удивительный фильм «Дорога на Берлин», спродюсированный Кареном Шахназаровым, снятый по военным дневникам , где история взаимоотношений двух солдат восходит по своей силе к истории взаимоотношений в фильме «Служили два товарища». Или трогательный дебютный фильм «Солдатик» Виктории Фанасютиной, рассказывающий о шестилетнем герое Великой Отечественной, дошедшем до Берлина. Удивительно, но любой из этих фильмов, не имея в себе батальных сцен с погонями на танках, в первую очередь рассказывает о чувствах людей, о том, как они ломаются или, напротив, выстаивают в этом безумии, и о том, насколько война ужасна и абсурдна. И что самое интересное — фактически все эти хорошие военные фильмы глубоко антивоенны.
Только вот широкий зритель, не являющийся завсегдатаем фестивалей, даже и не подозревает, какая полная надежд кинематографическая жизнь кипит там, внизу, под поверхностью океана холодноватого и пластмассового блокбастрного кино.
К чему это я? Один известный западный политик, в свое время, когда его спросили, начнется ли вторая мировая война, ответил: «Начнется лет через 20, после того, как забудут ужасы первой мировой». Не люблю пустых пророчеств, но порой думаю о том, что все эти компьютерные аттракционы, обрубающие подлинную историческую память, вполне могут стать шагом в том же направлении.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Актеры, спасшие людей в реальной жизни
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео