«Американские горки». Каких успехов добиваются сибирские режиссёры?
27 августа в России отметили день отечественного кино. Для Иркутской области этот день - настоящий праздник, потому как наш регион - один из тех, где местный кинематограф не просто поднимает голову, а живёт полной жизнью. Приангарье может похвастаться и крупными документальными проектами, и игровыми, о которых знают не только здесь, в Сибири, но и во всей стране. Однако и без трудностей не обходится. Корреспондент «АиФ в ВС» выяснял, на каких «американских горках» вынуждены кататься иркутские киношники - с какими успехами и проблемами они встретили очередной профессиональный праздник. «Бодрый регион» То, что кинопроизводство в Иркутской области по меркам страны развито хорошо, легко доказать фактически. С 2016 года Союз кинематографистов России впервые опубликовал рейтинг регионов, где снимают хорошо и много. Приангарье тогда с лёту попало на четвёртое место, чем всех удивило. Важно отметить, что в этот рейтинг не включают Москву, которая стала бы безусловным лидером. В последующие годы позиция нашего региона немного менялась, но он всегда оставался в первой десятке. Рейтинг-2019 обещают опубликовать уже в ближайшее время в сентябре. Приангарье - один из лидеров по числу киношников, которые входят в областное отделение Союза кинематографистов России, таких уже 36 человек, это восьмое место в стране. Притом больше половины вступили в профессиональное сообщество за последние 10 лет. Это считается хорошим знаком и подтверждает: профессиональное создание фильмов интересно молодым. Важно, что в союз нельзя вступить просто так: каждого претендента на членский билет проверяет московская комиссия. «В плане кино наша область - очень бодрый регион», - прокомментировал эти достижения руководитель молодёжного центра областного отделения Союза кинематографистов России Юрий Яшников. «Теряем историю» По словам председателя Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России Ольги Бельской, одна из самых главных проблем российского кино сегодня - создание кинолетописей. «Мы теряем историю. До 1990-х годов работали студии кинохроники, которые снимали документальное кино и хронику - в Иркутске была известнейшая Восточно-Сибирская студия кинохроники. Но уже практически 30 лет ничего этого нет. Кто-то может возразить: «Ну, телевидение же снимает!». Снимает, но новости - это абсолютно другой формат, сиюминутный. К тому же у нас в городе телевизионные архивы не сохраняются», - поясняет Ольга Бельская, уточняя, что в Приангарье начал выходить киножурнал «Земля у Байкала», но этого недостаточно. По её мнению, необходимо создавать целые государственные киностудии, которые профессионально будут снимать хронику событий в регионах, в том числе в Приангарье. Ещё одна важная проблема, по словам Бельской, - детское кино, которое, по словам эксперта, «просто уничтожено у нас в стране». «Начиная с 1923 года создавалось по 30 отечественных фильмов для детей, сейчас у нас выходит - 3 -5 таких. Притом только за прошлый год, в кинотеатрах городов России крутили больше 20 зарубежных мультфильмов. Чтобы решить эту проблему, нужна государственная стратегия, потому что то, что сейчас происходит, - национальное бедствие», - заявила глава профессионального сообщества. Распутин, Высоцкий, Вырыпаев Если говорить о том, над какими проектами иркутские авторы кино работают сейчас, то один из самых интересных - серия документальных фильмов «Иркутск Ивана Вырыпаева» о нашем земляке - режиссёре, сценаристе, актёре. Как рассказал Юрий Яшников, интересного материала удаётся снять так много, что в одну ленту его поместить сложно, поэтому и решили создать серию фильмов. Изначально хотели, чтобы сюжет шёл в хронологическом порядке: зарождение Ивана как творца в Иркутске, переезд в Москву, затем - за границу. Однако авторы картины решили всё перевернуть. В итоге первая серия расскажет о жизни режиссёра в Польше и его воспоминаниях об Иркутске. Кроме Ивана Вырыпаева, героями картины стали артисты Алиса Фрейндлих, Юрий Шевчук, Евгений Гришковец, Чулпан Хаматова, Борис Гребенщиков, Фёдор Бондарчук, Вениамин Смехов, Каролина Грушка и другие. Ещё одна «документалка», над которой уже начали работать - фильм о приезде Владимира Высоцкого в Иркутск в 1976 году. Эта история обросла множеством баек, в том числе о том, как Высоцкий распевал песни с балкона многоэтажки в Иркутске-II. Подробностей о картине пока не раскрывают, однако авторы просят жителей областного центра, которые встречались с поэтом 40 лет назад, откликнуться. Режиссёр картины - Павел Скоробогатов. Ещё один его проект - фильм «Верхоленск» - о селе, где, по легенде, зародилась якутская нация. Также в Иркутске продолжается работа над фильмом о Валентине Распутине. Личный опыт Иркутский режиссёр и сценарист Оксана Цепилова: «Нельзя сказать, что кино у нас в регионе совсем не развивается, но мне очевидно, что темпы этого развития весьма невысоки. Поддержка от госструктур перепадает только немногочисленным и в основном бюджетным компаниям, независимое кино практически не поддерживают. Наши чиновники из года в год говорят об одном и том же, что, например, нет детского кино, но откуда оно появится? На собственном примере могу сказать, что снимать кино можно вообще без денег. Не проблема вдохновить людей на такой подвиг, энтузиастов у нас много. Но заниматься постпродакшном (этап работы над фильмом после непосредственных съёмок: монтаж, озвучка и т.д. - Прим. ред.) без денег нельзя. Это самая большая проблема, с которой сталкиваются начинающие кинематографисты. На энтузиазме они делают 80% работы, дальше перед ними встает вопрос: а как это все смонтировать, покрасить, где найти композитора, что делать со звуком, да и вообще кому своё кино показывать? Мы уже два года не можем закончить короткометражный проект - игровой семейный фильм «Янжай» из-за подобных проблем. Проект точно станет важным с точки зрения культуры, я расцениваю его совершенно трезво как наш общий вклад в дело сохранения бурятского языка. Мы получили массу положительных отзывов о сюжете. Но фильм нуждается в помощи. За ней я обращалась к разным людям, даже к Союзу кинематографистов Бурятии, которые на словах очень радеют за бурятский кинематограф. Но фактически наши просьбы там полностью проигнорировали, даже не удостоив ответом».