Столичные кинохроники: знаковые фильмы о Москве
С момента открытия в 1939 году и до наших дней ВДНХ является одной из самых популярных киноплощадок в стране. Знаковой для выставки вот уже почти 80 лет остается картина «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. В этом фильме на ВДНХ царит вечное лето, там гуляют улыбчивые люди и разворачивается добрая история любви вологодской свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба. Тогда же впервые прозвучала «Песня о Москве» Тихона Хренникова, которая потом стала визитной карточкой ВДНХ. А как видят Москву другие режиссеры, и как менялся облик города в кино за последние десятилетия – исследование провела корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова. «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии – суперхит кинематографа 60-х: ГУМ, Чистые пруды, парк Горького. Режиссер показал лирическую и в то же время неуловимую Москву, по которой гуляет беспечная молодежь. Чуть позже, в 70-е, Москва в кино становится суетливой карьеристкой. Например, как в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман». В 70-е киногерои переходят с улиц в кабинеты. Город становится реалистичнее и суровей к приезжим. Общежития контрастируют с апартаментами в высотках, кто-то добирается до работы на электричке, а кто-то – на личном автомобиле. Такая Москва может сломать человека или подарить ему уникальную судьбу. Кстати, некоторые современные режиссеры тоже любят возвращаться к советской Москве. Чтобы передать атмосферу Москвы 50-х, Валерий Тодоровский для своих «Стиляг» снимал Минск. Советской архитектуры там больше, автомобилей меньше, но финальную сцену пришлось все же отрабатывать на Тверской. Чтобы снять поющую толпу молодежи на пустой улице, режиссеру пришлось договариваться с властями. Ловить нужные кадры разрешили в пять утра в воскресенье. Добивался правдоподобного ретро-образа Москвы и режиссер Николай Лебедев – для картины «Легенда №17». Где-то, конечно, приходилось прибегать к компьютерной графике, а для некоторых эпизодов умело использовали декорации. Как, например, в случае с Дворцом пионеров на Воробьевых горах. Его режиссер превратил в аэропорт, откуда в 72-м году советская сборная по хоккею отправляется в Канаду. «Это был вызов, конечно, потому что нам нужен был старый аэропорт. А сегодняшние аэропорты совершенно другие, я это знаю как человек, который снимал «Экипаж». Художник Виктор Валентинович Петров, замечательный наш мастер, очень переживал за этот объект, потому что ему хотелось, чтобы аэропорт нес на себе черты такого классического стиля, и мы нашли в Минске такой аэропорт. Но все-таки решили снимать здесь, в Москве, чему я рад», – рассказал режиссер Николай Лебедев. В отличие от солнечной и дружелюбной советской Москвы, в 90-е столица России предстает суровой и жестокой. Бандитские разборки и бизнес на крови – вот чем теперь живет город. «Не будем забывать про фильм «Бригада», не будем забывать про фильм «Брат», который как бы между Москвой и Санкт-Петербургом существовал. Вот этот жесткий период, пожалуй, самый выигрышный для кинематографа. Интерес к Москве преступной, к Москве живой, со страстями и с кровопролитием, никогда не иссякает», – говорит кинокритик Кирилл Разголов. Современная Москва многоликая. У некоторых режиссеров – вспомнить хотя бы «Дозоры» Тимура Бекмамбетова – она мистическая и кошмарная. У других это деловой мегаполис с блестящими высотками Москва-Сити и дорогими автомобилями – как у героя Данилы Козловского из фильма «Духless». Но, пожалуй, самый популярный кинообраз Москвы – Москва романтическая. Будь то «Жара» Резо Гигинеишвили или альманах Анны Меликян. Про любовь, кажется, говорят не только герои этих фильмов, но и сами улицы города.