Кто смеется последним

76-й Венецианский кинофестиваль завершился 7 сентября в Италии. Жюри основного конкурса с аргентинским режиссером Лукрецией Мартель во главе объявило лауреатов, порадовав одних наблюдателей и озадачив других — гранд-дама мирового артхауса вместе с коллегами предпочла экспериментам кино если не старомодное, то такое, к которому подходит эпитет «старое доброе». Корреспондент «Ленты.ру» в Венеции Денис Рузаев оценивает призовой расклад фестиваля.

Кто смеется последним
© фильм «Джокер»

«Золотой лев» за лучший фильм

«Джокер» (Joker), режиссер — Тодд Филлипс

Уже третий год подряд — после «Формы воды» Гильермо дель Торо и «Ромы» Альфонсо Куарона — в Венеции побеждает фильм с самой массовой потенциальной аудиторией: нет никаких сомнений, что антикомикс Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в роли Джокера станет большим зрительским хитом. Мартель и ее жюри, очевидно, рассмотрело актуальный политический смысл в истории зловещего перевоплощения клоуна-шаромыги Артура Флека во властителя дум униженных и оскорбленных: Джокер Филлипса и Феникса почти напрашивается на сравнения с Дональдом Трампом. Другое дело, что несколько проблемным все-таки получился стиль «Джокера»: Филлипс обширно, часто буквально цитирует наследие Мартина Скорсезе (от «Таксиста» до «Короля комедии»), но оно здесь идет на службу не глубине конфликта, а довольно банальному психологическому реализму: конечно же, малютку Джокера в детстве мучили и обижали все кому не лень. Трамп, если что, вырос в абсолютно привилегированных условиях, и уже поэтому как персонаж куда интереснее.

© фильм «Офицер и шпион»

Большой приз жюри

«Офицер и шпион» (J'accuse), режиссер — Роман Полански

Перед началом фестиваля Лукреция Мартель выступила с довольно страстной отповедью Полански (напомним, что живой классик в 70-х признал себя виновным в совершении полового акта с несовершеннолетней и в свои 86 лет до сих пор скрывается от американского правосудия). Что ж, решение наградить «Офицера и шпиона» вторым по значению призом фестиваля как минимум сигнализирует о желании жюри судить искусство отдельно от его творца. Если бы только это искусство — обстоятельный и, по правде, умело удерживающий зрительское внимание пересказ дела Дрейфуса (глазами добившегося его пересмотра главы французской военной контрразведки в исполнении Жана Дюжардана) — было хоть сколько-нибудь революционнее: но нет, Полански просто рассказывает историю и делает это максимально традиционными средствами.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру

Рой Андерссон, «О бесконечности» (Om det oändliga)

Еще один классик, которого жюри посчитало достойным одного из главных призов, это Рой Андерссон — при том, что швед продолжает снимать то, что делает лучше всего: все те же горькие песни со второго этажа, короткие абсурдистские сценки из жизни своих соотечественников, типичных безрадостных обывателей. Вот человек, который не доверял банкам и прятал все деньги в матрас. Вот человек, который видел себя во сне современным Христом, а оказался священником-пьянчужкой. А вот... Гитлер. Андерссон верен своему юмористическому экзистенциализму — и некоторые из его сценок (чаще всего самые повседневные из них) действительно передают зрителю чувство невыносимой банальности бытия. Но, кажется, метод шведа уже начинает демонстрировать свои пределы даже для самого автора, норовящего порой вырваться из этого дотошно выстроенного в павильоне шведского небытия куда-нибудь в облака, где здесь по-шагаловски парит одна пара.

Кубок Вольпи лучшей актрисе

Ариан Аскарид, «Так проходит слава мирская» (Sic Transit Gloria Mundi), режиссер — Робер Гедигян

Верен себе и Робер Гедигян — один из тайных почти классиков французского кино продолжает снимать довольно элегантные трагикомедии, в центре которых неизменно оказывается та или иная большая проблемная семья, а на фоне всегда бурлят актуальные социальные проблемы. Вот и «Так проходит слава мирская» с сочувствием взирает на бедовую жизнь — а точнее, выживание — современного пролетариата, сгибающегося не только под гнетом собственных грехов и невзгод, но и экономики эпохи Uber и краткосрочных контрактов. Над этим пейзажем настоящей глыбой возвышается матриарх в исполнении жены Гедигяна Ариан Аскарид — перформанс которой в глазах жюри затмил несколько более яркие роли Скарлетт Йоханссон в «Брачной истории» и Марианы Ди Джироламо в «Эме».

© «Мартин Иден»

Кубок Вольпи лучшему актеру

Лука Маринелли, «Мартин Иден» (Martin Eden), режиссер — Пьетро Марчелло

Не остался без призов и один из самых изобретательных фильмов основного конкурса — призрачная, размывающая рамки как между отдельными десятилетиями ХХ века, так и между прошлым и настоящим в принципе экранизация «Мартина Идена» Джека Лондона. Жюри выделило в этой вдохновенной и полной небанальных режиссерских решений картине тот элемент, без которой она была бы, наверное, невозможна — актерскую игру Луки Маринелли в роли Мартина Идена, матроса, переквалифицировавшегося в писатели, но так и не научившегося играть по правилам общества спектакля.

Приз за лучший сценарий

Юньфань, «Дом 7 по Черри Лейн» (No. 7 Cherry Lane)

Не мог — особенно на фоне сотрясающих Гонконг все последние месяцы беспорядков — уехать из Венеции с пустыми руками и первый опыт режиссера-ветерана Юньфаня в мультипликации. «Дом 7 по Черри Лейн», причудливо и обаятельно условно нарисованный рассказ о лете прустовского и сексуального томления в Гонконге 1967-го, впечатляет не только небанальной по нынешним меркам анимацией, но и хитроумной, не боящейся непонимания и почти мистических пустот историей — так что награждение Юньфаня за лучший сценарий основного конкурса хоть и не очевидно (более ошеломительную сюжетную конструкцию выстроил Пабло Ларраин в «Эме», а более выразительные диалоги написал Ноа Баумбах в «Брачной истории»), но все-таки уместно.

© фильм «Атлантида»

Специальный приз жюри

«Мафия уже не та, что раньше» (La mafia non è più quella di una volta), режиссер — Франко Мареско

Пожалуй, самый смешной фильм венецианского конкурса удостоился от жюри специального приза — и вовсе не только за остроумие. Ветеран итальянского кино Франко Мареско, всю карьеру более-менее изучающий бытование третьестепенных, скорее комичных, чем грозных фигур сицилийского мафиозного пейзажа, в своем новом фильме в формате игривого мокьюментари задается вопросом, как жители Палермо спустя 25 лет вспоминают взорванных по заказу семьи Корлеоне судей Фальконе и Борселлино. Спойлер: не самым уважительным образом. Но эта идея-завязка помогает Мареско выйти на совсем уж уничтожительную дискредитацию пары сицилианских прохиндеев, всю жизнь по заказу мафии занимавшихся отвлечением публики (и развлечением заключенных мафиози) — те, кажется, понимают, как над ними издеваются, но никакого раскаяния все равно не выказывают, предпочитая стать посмешищами.

Лучший фильм секции «Горизонты»

«Атлантида» (Atlantis), режиссер — Валентин Васянович

Вторая по значению и престижу секция Венеции «Горизонты» — в отличие, например, от «Особого взгляда» Каннского фестиваля — очень редко открывает по-настоящему новые горизонты киноязыка или хотя бы хвастает демонстрацией уникальных режиссерских взглядов на кино. Поэтому нет ничего удивительного, что в этом году победителем «Горизонтов» стал украинский фильм, обнаруживающий небанальный и изобретательный способ заговорить о главной сегодняшней проблеме в стране — драме Донбасса. Валентин Васянович выстраивает на этой теме фильм-дистопию, воображающий Донбасс в 2025 году, когда конфликт уже закончился, но растоптанная им территория превратилась из-за войны и вызванной ею экологической катастрофы в почти постиндустриальную пустыню, призрачную территорию всеобщего ПТСД и пропитавшей землю смерти.