Ещё

Комната страхов: лучшие и худшие истории по Стивену Кингу в кино 

Комната страхов: лучшие и худшие истории по Стивену Кингу в кино
Фото: Киноафиша
Информация немного разнится, но общие тиражи книг достигают астрономических цифр в более чем 350 миллионов экземпляров. Однако именно читатель с постсоветского пространства относится к Кингу наиболее трепетно. В России начали выходить первые научные статьи, приравнявшие Кинга к серьёзной литературе, здесь Стивен Кинг встал на книжные полки рядом с Буниным и Тургеневым, здесь он обрёл поистине культовый статус. В России к Кингу особенное отношение, что не отменяет его популярности везде, а популярность Кинга вместе с его (иногда нездоровой) плодовитостью становится причиной востребованности писателя в кино. Благо он сам кино очень любит, в своих теоретических трудах «Пляска смерти» и «Как писать книги» он не раз говорит о влиянии кино на собственный язык ужасов. Возможно, именно поэтому экранизаций Кинга так много. Но большая выборка не состоит только лишь из шедевров или просто смотрибельного кино ― немало в ней и провалов. Ниже небольшая подборка: пять очевидно хороших и удачных фильмов, пять спорных и три совсем уж плохих.
Лучшие
1. «Побег из Шоушенка — The Shawshank Redemption» (1994 г., реж. ). Оригинальный текст ― повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка».
В 1983 году начинающий кинематографист Фрэнк Дарабонт купил у Стивена Кинга права на экранизацию рассказа «Девушка в комнате» за один доллар, Кинг не особо жадничал и готов был пойти молодёжи навстречу. Через четыре года Дарабонт продаёт сценарий для «Кошмара на улице Вязов 3» и уже за более солидные 5000$ покупает права на «», ещё через семь фильм выходит в прокат, получает семь номинаций на , но в год «Форреста Гампа» не получает ни одной статуэтки. Потом фильм долго находится в первой пятёрке рейтинга iMDB, а в августе 2008 года после великой битвы ноланолюбов и коппололюбов (вышедший в июле стремительно скинул «Крёстного отца» с первого места, но после был сбит недоброжелателями), втихую занял лидерство и не упускает его уже 11 лет. Во многих других рейтингах фильм Дарабонта тоже в лидерах.
Побег из Шоушенка
Действительно ли «Побег из Шоушенка» так хорош? В его основе лежит не самая выдающаяся, но вполне увлекательная повесть, в нём снимаются отличные актёры. Это кино, где всего в меру. Оно в меру сентиментальное, но не слезливое, атмосферное, но динамичное, когда надо, остроумное и вдохновляющее, доброе, в конце концов. По любому из этих критериев найдётся фильм сильнее «Побега». Есть фильмы умнее, добрее, сентиментальнее и душещипательнее. Но редкий фильм соединяет все эти конвенциональные черты одновременно. В фильме нет никаких крайностей, за которые цепляется критический ум, поэтому и любая критика «Побега из Шоушенка» будет выглядеть занудством. А никто не хочет быть занудой.
2. «Зеленая миля — The Green Mile» (1999 г., реж. Фрэнк Дарабонт). Оригинал ― одноимённый роман Кинга.
Всё очень похоже. Опять Дарабонт режиссёр, опять история про тюрьму, опять невинно осуждённый человек. У «Мили» и «Шоушенка» много рифм, хотя во многом это и непохожие истории. Здесь уже не обошлось без мистики, причём с христианскими мотивами ― инфантильный гигант (как напиток, только пишется по другому) в исполнении Майкла Кларка Данкана страдает за чужие грехи, очень чуток к чужому горю и умеет исцелять, справляясь с болезнями вполне кинговским способом ― высасывая их из больного и превращая в рой мошкары.
Зеленая миля
тоже попадает в чарты, как зарубежные, так и российские, тоже получила номинации на «Оскар» (4 в общей сложности). Но всех наград не заменит зрительское признание, «Зелёная миля» нашла отклик у простого зрителя, в России же этот фильм особенно любим.
3. «Останься со мной — Stand by Me» (1986 г., реж. ). Оригинальный текст: повесть . Ещё один совсем не мистический текст Кинга. История о четвёрке друзей, решившихся на опасное путешествие, чтобы найти тело пропавшего мальчика. В небольшой истории о мрачноватом школьном приключении Кингу удалось рассказать о детстве, взрослении (это вообще темы, удающиеся ему наиболее хорошо), осознании себя, дружбе и столкновении со смертью. О храбрости и трусости. Кино стало знаковым для 80-х, в том же ностальгическом сериале «Очень странные дела» находится много отсылок к «Stand by me».
Останься со мной
Взрослая жизнь актёров оказалась не менее интересной, чем дальнейшая жизнь их персонажей, рассказанная в финале фильма. Верн Тессио и  стали звездами ТВ, Уилл Уитон позже снялся в «Звёздном пути» и обстебал себя же в «Теории Большого Взрыва», Ривер Феникс вовсе стал многообещающей звездой кино номер 1. Все четверо столкнулись с проблемами, связанными с ранним взрослением и ранней звёздностью. Трагичнее всего сложилась карьера Феникса, он скончался от передозировки наркотиков в 1993 году всего в 23 года.
4. «Мизери — Misery» (1991 г., реж. Роб Райнер). Оригинальный текст ― роман «Мизери». В карьере Роба Райнера много важных фильмов: это и классическая мелодрама «Когда Гарри встретил Салли», и напряжённый политический триллер , и уморительное мокьюментари «This is „Spinal Tap“». Обе экранизации Кинга на этом фоне не теряются. Через пять лет после Райнер экранизирует кинговский роман про помешавшуюся поклонницу (), к которой попадает её несчастный кумир ().
Мизери
Высказывание Кинга о заповеди «Не сотвори себе кумира» выходит в своём стиле: с физическими травмами и тонной психологического насилия. Роман Кинга нешуточно страшен, и Райнеру удалось это передать. Важную роль в этом сыграл основной актёрский дуэт. Кэти Бейтс и вовсе получила за роль «Оскара» и «Золотой глобус».
5. «Кэрри — Carrie» (1976 г., реж. ). Оригинальный текст ― роман «Кэрри». Это первый изданный роман Кинга и первая же экранизация. Изначально роман не стал событием в мире литературы, хотя и неплохо продавался (на гонорар Кинг смог как-никак жить и оставил преподавание), но после выхода фильма стал бестселлером. Фильм Де Пальмы также остался в истории.
Кэрри
Образ забитой девушки, вместе с первыми месячными столкнувшейся со своей способностью к телекинезу, удался Сисси Спэйсек, а финальная сцена стала вехой в истории ужасов и неоднократно цитировалась. Фильм получил невнятный сиквел уже в девяностых и вовсе непонятный ремейк ― (в оригинале, конечно, просто «Сarrie») c Хлоей Моретц и Джулианной Мур.
Спорные:
1. «Сияние — The Shining» (1980 г., реж. ). Оригинальный текст ― роман .
Казалось бы, какая может быть спорность у «Сияния». Это очевидная классика ужаса, цитируемая от видеоигр («Alan wake») до клипов («Karmacoma» от «Massive Attack»), занимающая высокие места в разного рода топах.
Сияние
«Сияние» ― пример некой культурной ревизии. В год выхода фильм не произвёл особого впечатления. Коммерчески он окупился, но очень вяло, критики ставили фильму «тройки», более того, фильм был номинирован на две «Золотые малины» в первый год выдачи этой премии. Тем не менее, с годами значение этого фильма стало осознаваться и водрузило его на Олимп классики. Через много лет Кинг напишет продолжение книги ― «Доктор Сон», которое уже в этом году получит экранизацию с Юэном Макгрегором в главной роли.
2. «The Mist» ― (2007 г., реж. Фрэнк Дарабонт). Оригинальный текст ― повесть . Дарабонт снял всего три полных метра и один короткий по Кингу. Наверное, именно последнюю из работ можно назвать наиболее спорно принятой, да и то с определёнными оговорками. Да, фильм не получил ни жаркого приёма от публики, ни сверхвысоких баллов от критиков или в топах, но и не был принят плохо. Особого внимания стоит мощная концовка, наверняка разбившая не одно киноманское сердце. В 2017 году повесть получила новую экранизацию, уже на телевидении. Она вышла неплохой, но необязательной. Сериал закрыли после первого сезона.
3. «Дети кукурузы — Children of the Corn» (1984 г., реж. Фриц Кирш). Оригинальный текст ― роман «Дети кукурузы», первый из серии. Здесь, скорее, обратная «Сиянию» ситуация. В целом неплохо собравший и не то чтобы плохо принятый фильм очень скоро остался артефактом эпохи, интересным только поклонникам жанра. Но их не так мало, поэтому фильм вырос во франшизу, к 2019 году насчитывающую уже десять фильмов. Правда, большинство из них выпускались сразу на видео.
4. «Dolores Claiborne» ― «Долорес Клейборн» (1995 г., реж. Тейлор Хэкворд). Оригинальный текст ― роман «Долорес Клейборн». Попытка Кинга написать семейную драму со свойственной ему мрачно-жестокой атмосферой была высоко оценена читателями, чего не скажешь об экранизации. Ещё один выход Кэти Бэйтс в фильме по Кингу прошёл по прокату вот именно что никак. Через два года Хэкфорд снимет свой самый (наряду с «Рэем») известный фильм , а «Долорес Клейборн» затеряется в его обильной фильмографии.
«Долорес Клейборн»
При этом ничего плохого про фильм и не скажешь, это ладно сбитое кино без очевидных плюсов, но и не имеющее, пожалуй, за исключением роли Бэйтс, ничего запоминающегося.
5. «Кристина — Christine» (1983 г., реж. ). Оригинальный текст ― роман . В 80-х Джон Карпентер был очень плодовит, создавая по фильму в год. Это практически не отражалось на качестве произведённой продукции ― «Кристина» смотрится мило, но несколько наивно. Здесь дело даже не в спецэффектах, скорее убедительных даже сейчас, а в общем тоне подачи материала: фильм смотрится эффектно, но абсолютно перестал пугать. Тем не менее, кино остаётся вполне смотрибельным, во многом благодаря колоритному саундтреку, уместному юмору и в целом удачной атмосфере.
Плохие 1. «Темная башня — The Dark Tower» (2017 г., реж. Николя Арсель). Оригинал ― цикл . Слухи про экранизацию эпопеи Кинга рождались ещё до того, как история закончилась (первый том вышел в 1979 году, последний ― в 2004). Позже за проект брался то Рон Ховард, то . Главную роль в большом проекте прочили . Но в итоге фильм поставил датчанин , малоизвестный за пределами страны, пусть и номинированный на «Оскар» за лучший иностранный фильм. На роль Роланда Дискейна взяли ещё более выпадающего из каноничного образа (Кинг никогда не скрывал, что Дискейна списал с ), чего не поняли поклонники истории.
Темная башня
На самом деле ни Эльбу, ни Мэттью Макконахи, играющего главного злодея, упрекнуть не в чем, они честно отрабатывают свои роли, неудача фильма не в них, а в слабом сценарии, который пытается уместить половину эпопеи в один фильм.
2. «Мобильник — Cell» (2016 г., реж. Тод Уильямс). Оригинал ― роман . И так не самый удачный роман Кинга получил не самую лучшую экранизацию. В этой истории Кинг излил на бумагу собственное недоверие новым технологиям, но получилось не очень убедительно. Судя по пяти с половиной миллионам подписчиков в Твиттере (и активной социальной жизни там), автор не так уж и боится гаджетов.
«Мобильник»
Экранизация почти спасена неплохим кастом (, Сэмуэль Л. Джексон), но слабый сценарий ничем не перекроешь.
3. «Максимальное ускорение ― Maximum overdrive» (1986 г., реж. Стивен Кинг). Оригинал ― «Грузовики». Талантливый человек, конечно, талантлив во всём, но вот экранизировать собственное произведение у Кинга не особо вышло. «Упоротый» — вот, пожалуй, эпитет, максимально чётко описывающий этот крайне неровный и странный фильм. Сам Кинг позже утверждал, что мало понимал, чего он хочет от актёров и съемочной бригады.
Максимальное ускорение
К сожалению, фильм вышел не настолько обаятельным, чтобы считаться «таким плохим, что аж хорошо». Из плюсов, однако, назовём саундтрек от AC/DC, особенно написанную специально для фильма «Who made who» ― незаслуженно забытый бриллиант в дискографии австралийской группы.
Видео дня. Почему карьера Натальи Варлей пошла не по плану
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео