Войти в почту

Пять грехов советского фильма про войну

Первый штамп — противопоставление героев предателям. Мне это всегда казалось очень нарочитым. Подвиг, нравственный выбор сам по себе настолько сложная вещь, что не нужно подчеркивать — мол, это белое, а это, посмотрите, черное. Второй штамп — флешбэки, во время которых герой вспоминает о доме, семье. Наверное, если он тонет вместе с подводной лодкой и сделать уже ничего не в силах, он может остаться наедине с собой и обратиться к светлым мыслям. Но если ты рассказываешь о людях, которые действуют и которые этим действием увлечены и озадачены, такая попытка добавить драматизма просто портит историю и выдергивает из общего ритма. Третий штамп — предсмертные речи. Бой на это время обязательно затихает, а герой и друг, который над ним склонился, начинают устраивать целые психодрамы. Это по большей части выглядит страшно театрально. Четвертый штамп — непременное наличие любовной линии. Особенно плохо это выглядит в фильме про окопную войну. Ведь героиня, несмотря на то, что ползает по грязи, должна оставаться красивой… Получается ужасно неправдоподобно. Наконец, пятая вещь (в нынешнем кино она эксплуатируется даже активнее, чем в советском) — натуралистическое изображение ранений. Современный зритель искушен, он понимает, что все эти фонтаны крови, оторванные руки — это спецэффекты. По-настоящему страшные вещи происходят в голове, когда ты понимаешь по определенным признакам, что что-то случилось. Тогда этот фонтан крови — он взрывается внутри тебя. Немногие советские фильмы свободны от этих клише. Это «Они сражались за Родину», «У твоего порога», «Мир входящему», «Баллада о солдате», «На войне как на войне». Из современных — многие вещи неплохо получились в «Битве за Севастополь». В «Белом тигре» есть хорошие ходы с точки зрения режиссуры, которым можно поучиться. А еще мне понравился сериал «Жизнь и судьба». Там, кстати, есть и любовная история, с радисткой Катей. Так что даже традиционные сюжетные линии могут не выглядеть штампами — если сняты хорошо, а главное, применены уместно.

Пять грехов советского фильма про войну
© Вечерняя Москва