Что смотреть на «Послании к человеку-2019»: Часть вторая
Международный конкурс «Парк ʺЛос Рейесʺ» Это почти безупречное с операторской точки зрения кино ― и социалка, и сказка в одном флаконе. Заголовок отсылает к названию старейшего скейт-парка «Короли» в Сантьяго, столице Чили. Однако фильм посвящен не людям, а двум бездомным собакам (Чола и Футбол). Они бродят вокруг подростков на досках, многие из которых сами имеют сложную историю. В каком-то смысле это концептуальный ответ «Городу кошек», который выходил в российский прокат пару лет назад. «Ветер. Документальный триллер» Польский документалист Михал Белявский посвятил свою новую работу бушующей стихии. Разрушительный ветер в Татрах дважды в год влечет за собой не только гибель огромных лесных массивов, но и влияет на человеческие судьбы ― от местной поэтессы до людей с нестабильным эмоциональным состоянием. Название отнюдь не случайно ― этот фильм взбудоражит зрителя, ведь главным героем действительно выступает не человек. У Белявского получилось оригинальное и ни на что не похожее исследование сил, которые остаются за гранью человеческого понимания. «Страна меда» Лучший документальный фильм из международного конкурса «Сандэнс». Главная героиня Хатижа проживает в глухой македонской деревне в горах (ближайший город ― Скопье) вместе с парализованной матерью. Ее промысел ― сбор меда, но особым образом: половину она оставляет пчелам, а остальное забирает себе. Однако этот хрупкий баланс может нарушиться с появлением многодетной семьи по соседству. Режиссеры Любомир Стефанов и Тамара Котевска (это их полнометражный дебют) наблюдают за жизнью Хатижи, не снабжая визуальный ряд закадровым голосом. И все равно понятно, чему посвящена «Страна меда» ― это тихий, но вполне отчетливый экоманифест о сосуществовании природы и человека, запечатленный в медово-солнечном свете. «Полуночная помощь» Еще одна работа, удостоенная приза на «Сандэнсе» (лучшая операторская работа среди американских документальных фильмов). На этот раз ― в красно-синих тонах, ведь семья Очоа руководит частной скорой помощью в Мехико. Они конкурируют за пациентов с государственной службой и другими индивидуальными предпринимателями. Режиссер Люк Лоренцен снял весьма напряженный фильм, который оказывается в центре дискуссии о том, кто все-таки должен заботиться о больных. «Грезы панка» Режиссер Джимми Хендрикс (не путать с великим гитаристом!) посвятил свой фильм панкам, которые проживают в Индонезии. Главные герои ушли из школы и покинули родной дом в поисках свободы. Однако о ней можно только мечтать ― в стране запрещены татуировки, а демократия является лишь удобной вывеской для Запада. Индонезия погружена в экологическую катастрофу, коррупцию и борется с бедностью ― и посреди всей этой грязи существуют панки из Джакарты. «Полуночный путешественник» Суровое и пронзительное политическое кино. В 2015 году афганский режиссер Хассан Фазили заснял возвращение талибанского боевика к мирной жизни. После этого героя убили, а Хассан и его семья (жена-режиссер Фатима и две дочери) пустились в бега. Сначала они переехали в Таджикистан, а позже отправились по «Балканскому маршруту», по которому обычно следуют беженцы. Свой путь, который занял почти три года, они снимали на телефоны ― это было время лишений, депортаций и агрессии. «Полуночный путешественник» ― это кино, наделяющее голосом всех обделенных и помогающее сохранить человечность. Хозяин оленей Национальный конкурс «Хозяин оленей» Оператор Ксения Елян («Здорово и вечно», «Мой друг Борис Немцов») дебютирует в режиссуре. Главные герои ее фильма ― дети из долганской общины, которые живут на Таймыре. Захар и Прокопий познают мир вокруг себя и знакомятся с присланной из города учительницей. «Хозяин оленей» ― очень нежное и доброе кино про непосредственное детство в условиях вечной мерзлоты, снятое на фоне красивейших видов тундры. «Робин Чикас» Вика и Карина ― волонтеры, отправившиеся в Гватемалу, где участвуют в постройке благотворительной клиники. Описание настраивает зрителя на просмотр «героической» документалистики, но на деле это больше похоже на авантюрный роман. Волонтер не обязан быть образцом для подражания. «Робин Чикас» показывает, что можно быть живым человеком не без недостатков и при этом ― искренне верить в свою гуманитарную миссию. Фильм Дениса Слепова участвовал в конкурсе прошлогоднего «Артдокфеста». «Добрые души» Ученик Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова фиксирует жизнь любительского провинциального театра. Режиссер Никита Ефимов показывает репетиции фарса из жизни испанцев ― жители Новоржева (Псковская область) разыгрывают смешные диалоги, гримасничают, стреляют из игрушечных пистолетов и карикатурно травятся цианидом. Но за пределами сцены их ждет своя жизнь. «Добрые души» уравнивает вымышленных испанцев из пьесы, политических лидеров на экране телевизора и быт российской глубинки ― весь мир действительно театр, а мы всего лишь актеры. «Москва будто бы сон» Победитель национального конкурса Beat Film Festival 2019. Режиссер Маргарита Захарова ранее уже снимала фильм про субкультурную тусовку («Внутренний реп» про участников группы «макулатура»). Теперь она взялась за неординарную лав-стори из жизни московской богемы. Черногорец Кабир несколько лет встречается с Настей, которая руководит галереей на Арбате. Их отношения слишком погружены в пафосное арт-сообщество, денежную зависимость от отца девушки и суетливую московскую атмосферу. Поэтому они разлучаются ― Настя продолжает заниматься галереей, а Кабир уезжает на родину. Тот редкий случай, когда документальное кино выглядит как игровое ― в лучшем смысле этого слова.