Александр Велединский: На Соловках происходило что-то необъяснимое
Режиссер Александр Велединский заканчивает работу над художественным фильмом «Обитель» по роману Захара Прилепина. Как обещают создатели, история жизни в концлагере на Соловках будет рассказана откровенно. Маленькие чудеса русского Ватикана – Александр, вы как-то признались, что Соловки – место, которое связано и с вашей семьей... – Да, мой отец учился там в школе юнгов (именно так она называлась). Это был первый набор 1942 года. Кстати, вместе с ним учился и будущий писатель Валентин Пикуль. Когда отец жил в Горьком, то подделал подпись – якобы согласие от мамы – и бежал на Соловки. Ему было 16 лет. Я, будучи мальчишкой, видел в Горьком сарай, где ножом на столбе он вырезал: «17 июля 1942 года. Леля ушел на фронт». А вообще отец не очень любил рассказывать о том периоде. Когда в 2011 году продюсеры кинокомпании «Красная стрела» Вадим Горяинов и Валерий Тодоровский предложили снять что-нибудь про Соловки, то я ответил согласием, потому что это лично меня касается. Да и вообще это место силы, его иногда называют русским Ватиканом. Конечно, я давно хотел там побывать. Позвонил Захару Прилепину с идеей поехать туда вместе и потом написать сценарий фильма. Он сначала сказал, что тема не его, ведь обычно Захар пишет о том, что пережил сам. Пообещал подумать месяц-другой. Но перезвонил на следующий день и согласился. Неделю мы жили на Соловках. Кстати, там, в местном музее, я увидел фотографию моего отца. Юного. Ощущение конечно же особое, трепетное. – Почему вы решили, что действие будет происходить в 1920-е годы? – Потому, что суровая лагерная тематика 1930-х годов много отражена в литературе и в кинематографе. А беллетристики про 1920-е на Соловках практически не было. Только лишь какие-то разрозненные воспоминания, которые часто противоречат друг другу и документам. В 1920-х на Соловках в основном сидели настоящие контрреволюционеры, не скрывающие своих убеждений, а не те, кто делал революцию, которая потом – в 1930-е – стала их поедать. Это были кадеты, белогвардейцы, эсеры и так далее. Конечно, и обычные уголовники, бытовики. В этой поездке экскурсоводы рассказали нам историю любви – любовный треугольник: охранник лагеря, чекист и заключенная женщина. На написание романа у Прилепина ушло три года. Захар гендерно поменял персонажей, то есть чекистом у нас стала женщина (актриса Александра Ребенóк). Заключенного Артема Горяинова (фамилию позаимствовали у продюсера проекта) сыграл Евгений Ткачук, начальника лагеря Федора Эйхманиса – Сергей Безруков. Юрий Кузнецов (слева) и Сергей Безруков // кадр: фильм «Обитель» – Читал, что во время этой поездки с вами происходили какие-то мистические случаи… – Я бы не назвал это мистикой. Наверное, маленькими чудесами. Например, едва сошел с самолета на соловецкую землю, из записной книжки в моем мобильном телефоне исчезли имена и фамилии всех абонентов! Остались только цифры. Поэтому общение было только с теми, чьи телефоны я помнил наизусть. Да там постоянно что-то происходит необъяснимое. Думаю, если ты открыт этому месту, то оно на тебя влияет. Это место работает с человеком, с его душой. Расскажу один факт. Натуру на Соловках снимала наша вторая группа, в которой режиссером был мой сын Игорь. Мы думали о возможности снимать весь фильм там. Но действие происходит летом, когда на Соловках много туристов. Монастырь действующий, снимать в нем не получилось бы и пришлось бы на Соловках строить декорацию Соловецкого монастыря! Поэтому так называемую внутреннюю часть Соловков снимали в древнейшем Кирилло-Белозерском монастыре в Вологодской области. Там мы работали около месяца, начиная с середины августа прошлого года. В крайний день съемок к нам подошел молодой парень из массовки, подарил книги на духовные темы и сказал, что, оказывается, съемки в Кирилло-Белозерском монастыре мы начали в день поминовения Соловецких мучеников, убитых в 1920-е годы. Говорит: «А вот сейчас вы заканчиваете снимать в день поминовения новомучеников Белозерского монастыря и женского Ферапонтова, который неподалеку находится». Такое странное совпадение! Ведь мы же ничего не знали об этих поминальных днях, съемочный график составлялся по другим критериям: занятость актеров, готовность объектов и так далее… Ну разве это не чудо? Цензура на меня никогда не давила – Александр, были ли какие-то пожелания от телеканала «Россия 1», где состоится премьера, или от продюсеров, дескать, как-то «причесать» все ужасы истории Соловков? – Чтобы мы показали, как было хорошо в то время?! Нет, никакого давления или цензурных пожеланий не было. В этом смысле я не в тренде: по СССР не тоскую, вождей – старых и новых – не воспеваю... У нас в картине есть эпизоды, когда документалисты снимают пропагандистский фильм о Соловецком лагере, как хорошо там живется. Такое ведь было, и мы показываем это, хотя в романе этих персонажей не было, они были в реальной жизни. А идеологически на меня давить нельзя. Сразу порву все отношения. И Захар Прилепин не вмешивался в нашу работу, он продал права на роман, и всё. – Кстати, вы слышали недавнее признание этого писателя, как батальон, в котором он воевал на Украине, убивал людей? – Да, это интервью меня разочаровало. Но мы с ним на эту тему не разговаривали. – И все-таки вы готовы, что из «Обители» по каким-либо соображениям могут что-то вырезать? – Это уже не ко мне вопрос. Естественно, по телевизору по закону какие-то вещи нельзя показывать. Но мы такие вещи и не снимали. Хотя секса там достаточно… Помимо телеверсии, надеюсь, будет и полнометражный фильм. Иногда я чужой волей бываю втянут в борьбу за картину, но отнюдь не идеологическую. Был один случай с моим фильмом «Географ глобус пропил», когда один из продюсеров по недоразумению пытался картину сократить. Но мы всё вернули обратно. Повторюсь, я никогда не испытывал цензурного давления. Например, когда опальный в то время писатель Эдуард Лимонов находился в тюрьме, мы выпустили фильм «Русское» по мотивам его произведений. И никто ничего пальцем не тронул. Так как телеканал работает с рейтингами, для него выгодно, чтобы интерес держался. И я озабочен тем, чтобы зрительский интерес был. – Уже известно, когда фильм выйдет? – Пока точно не знаю. Все сроки я уже нарушил. Дело в том, что есть у меня такая особенность: быстро снимаю, но долго монтирую. – Штраф?! – Нет, пока не оштрафовали... Думаю, уладится. Кино – это не телерепортаж, который надо быстро смонтировать и выпустить. Фильм наш технически сложный, графики много. Эпоха... * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2019 под заголовком «Александр Велединский: На Соловках происходило что-то необъяснимое».