Войти в почту

Рецензия на фильм «Щегол»: Everything In It's Right Place

Оценка: 8 из 10 Драма «Щегол» вышла в российский прокат 12 сентября 2019 года. Режиссёр картины – Джон Краули, в ролях: Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Финн Вулфард, Джеффри Райт, Николь Кидман и другие. «Щегол» – экранизация одноимённого монументального романа Донны Тартт, опубликованного в 2013 году. Это удивительная история, которая охватывает довольно большой период жизни главного героя – мальчика, а затем юноши Теодора Декера – и включает в себя всё, что полагается крупным произведениям, и даже немножечко больше: любовь, смерть, дружбу, расставание и преступления. Главный артефакт, вокруг которого выстраивается сюжет – картина Карла Фабрициуса, попавшая в руки Теодора и в огромной степени повлиявшая на его судьбу. Авторы киноверсии «Щегла» оказались под пристальным вниманием читающей общественности всего мира – за шесть лет роман успел обзавестись массой поклонников, высоко оценивших книгу и с особой ревностью отнесшихся к новостям о её экранизации. В уже вышедших рецензиях фильм критикуют буквально за всё – от неудачного, на взгляд журналистов, кастинга, и до «буквализма» и слепого следования оригинальной истории, а один из авторов даже называет картину «трогательным и старательным признанием в любви к «Щеглу» на открытке из супермаркета». Но действительно ли экранизация вышла такой уж провальной? Разберём по пунктам. Первое и, пожалуй, главное, что авторам фильма удалось сохранить (или не удалось испортить – с какой стороны посмотреть) – пресловутая атмосфера оригинальной книги, причём она успешно передана почти для всех периодов жизни Теодора. Роман был достаточно богат на всевозможные описания, и читателю не составляло труда вообразить себе, в каком месте разворачиваются события или как выглядят основные и второстепенные герои – в картину всё это бережно перенесено, и в безжизненности фильм никак не упрекнёшь. Сцены в Амстердаме полны тоскливой предрассветной серости и мерцающих огоньков, дом Барбуров – это аристократизм и отчуждение, пустынный Лас-Вегас – скука и взросление, а лавка Хоби – тепло и уют, которые прямо-таки сочатся с экрана. Отдельное «спасибо» хочется сказать за невероятно красивый и завораживающий эпизод, который разворачивается под «Everything In It's Right Place» Radiohead. Нет к авторам экранизации нареканий и по сценарной части. Уместить почти 800 страниц книги в фильм с хронометражем в 2,5 часа им опять-таки удалось, причём в процессе история не претерпела значительных изменений. Все главные эпизоды на своих местах, динамика повествования почти не проседает, сюжетная логика не нарушается. Герои действуют в соответствии со своими характерами, и даже взрослый Теодор, которому в картине отводится не так много времени, успевает должным образом раскрыться перед зрителем – не в последнюю очередь благодаря монологам в амстердамской гостинице. Ответственно подошли авторы и к кастингу. Оба Теодора – и юный, и взрослый – хороши и похожи на книжных себя, Николь Кидман отлично играет внешне холодную, но сохраняющую тепло в глазах миссис Барбур, Джеффри Райт идеально вписался в роль Хоби, а молодой и взрослый Борисы обаятельны и гипнотически «рок-н-ролльны». В небольших, но запоминающихся ролях появляются Люк Уилсон, Сара Полсон и Питер Джекобсон. Подытоживая всё вышесказанное, никак не получается назвать «Щегла» плохой экранизацией. У него всё на своих местах – «Everything In It's Right Place», – всё бережно сохранено и аккуратно визуализировано. Как ни банально это звучит, но перед зрителями будто и впрямь оживают страницы романа. Будет ли фильм понятен тем, кто не читал книгу? Однозначно да, хотя авторам из-за хронометражных ограничений пришлось пожертвовать определённой глубиной – как уже неоднократно замечали, лучше было бы превратить книгу в мини-сериал. Впрочем, и так вышло неплохо. Татьяна Трейстер, InterMedia

Рецензия на фильм «Щегол»: Everything In It's Right Place
© InterMedia