Талант без почерка: режиссёрский стиль Дэнни Бойла
На экраны выходит фильм Yesterday. Это картина о малоизвестном музыканте, который странным образом попал в мир, где никто не слышал песен The Beatles. И теперь он может стать звездой, исполняя их песни. Фильм снял Дэнни Бойл — интересный и, без сомнений, талантливый автор. Но вот, что любопытно. Когда речь заходит о каком-либо самобытном режиссёре, у любого достаточно знающего зрителя сразу в голове возникают совершенно стойкие ассоциации. Это связано и с темами творчества, и с подачей, и с картинкой. Причём речь идёт о совершенно разных авторах. Если сказать «Квентин Тарантино», сразу представляются криминальные сюжеты, чёрный юмор, долгие диалоги и ретро-атмосфера. «Мартин Скорсезе» — глобальные истории из жизни мафиози. «Зак Снайдер» — картинка в стиле комиксов, философия и религиозные отсылки. «Эдгар Райт» — пародийные сюжеты, музыка и необычный монтаж. И только с Дэнни Бойлом случается сбой. Этот талантливый режиссёр снял немало отличных фильмов. Но все они совершенно разные. При упоминании его имени кто-то вспомнит «На игле», кто-то — «Пляж» или «28 дней спустя», а кто-то — «Миллионера из трущоб». Кадр из фильма Yesterday Кажется, что между этими картинами нет и не может быть ничего общего, и даже странно, что их снял один автор. Но при этом Бойл совершенно не относится к режиссёрам, которые выступают марионетками студийных боссов и снимают просто безлико. У него есть свой стиль и любимые темы. Просто заметны они не сразу. Но именно авторский подход позволяет Дэнни Бойлу одинаково интересно рассказывать как о зомби-апокалипсисе, так и о биографии Стива Джобса. Если попробовать проанализировать разнообразное творчество талантливого автора, вот какие общие черты можно обнаружить у фильмов Бойла: Тема: обычные люди в необычной обстановке Труднее всего в фильмах Дэнни Бойла найти какую-то сквозную тему. «Неглубокая могила» и «На игле», принесшие ему популярность, кажутся ещё вполне релевантными: это истории нескольких простых парней, которые то ли по собственной глупости, то ли по случайности ввязываются в неприятности. Сам Бойл родом из Манчестера и наверняка отлично знаком с подобными типажами. Кадр из фильма «На игле» А вот дальше Бойл подружился со сценаристом и режиссёром Алексом Гарлендом. И в ход пошли более необычные сюжеты. Сначала они создали «Пляж» с Леонардо Ди Каприо о секретной коммуне на райском острове. Потом свет увидели постапокалиптичный хоррор «28 дней спустя» и фантастический триллер «Пекло» (в обоих, кстати, отлично сыграл Киллиан Мёрфи). А ещё есть «Миллионер из трущоб» об индийском юноше из бедного района, который победил в местном аналоге «Кто хочет стать миллионером». И «Миллионы» о подростках, которые хотят за неделю потратить огромную сумму денег. А в противовес им Бойл выпускает биографические «127 часов» об альпинисте, который застрял в расщелине, и «Стив Джобс» об основателе Apple. Но если вспомнить главных героев всех этих историй, то можно понять, что режиссёр всегда старается снимать истории простых и понятных людей. Он не ставит в центр сюжета крутых супергероев, которые движением руки разбираются с проблемами. Кадр из фильма «Стив Джобс» В «28 дней спустя» персонажи не рубят зомби направо и налево, а просто пытаются выжить в сумасшедшем агрессивном мире, где люди иногда оказываются страшнее нежити. И даже история Стива Джобса подаётся не как творческий путь избранного гения, а в виде рассказа о живом человеке. У него, как и у других персонажей фильмов Бойла, есть свои недостатки и страхи. Именно с такими героями зрителю легче всего ассоциировать себя. Ведь идеальные люди бывают только на экране. И в новом фильме Yesterday персонаж вроде бы не блещет талантом. Он простой посредственный музыкант, которому просто довелось попасть в странный мир. И он вроде бы поступает не очень честно. Но каждый на его месте сделал бы так же. Визуальный ряд: яркий и динамичный Если не вдаваться в технические подробности, Дэнни Бойл любит снимать энергично. В противовес долгим планам без монтажа у Квентина Тарантино или Дэвида Линча, которые заставляют зрителя как бы прочувствовать реалистичность происходящего, у этого режиссёра кадр длится около трёх секунд. Конечно, в знаменитой сцене погони из «На игле» это вполне ожидаемо, да и в пляже достаточно динамики. Но Бойл так монтирует даже «Стива Джобса». Это не даёт зрителю заскучать и отвлечься. К этой динамике режиссёр ещё добавляет необычные ракурсы. Он всячески избегает простых съёмок на уровне человеческого роста и «из глаз» наблюдателя или участника действия. У Дэнни Бойла камера снимает сверху, снизу, сбоку или даже из унитаза (легендарная сцена в «На игле»). Он сознательно «заваливает горизонт», показывая картинку под углом (это называется «голландский угол»). Такой ракурс должен отражать сомнения и как бы неустойчивое положение героев. Например, во время сцен допроса в «Миллионере из трущоб» или «Трансе», где герой потерял память. Кадр из фильма «Транс» Вдобавок ко всему режиссёр всегда делает картинку яркой и насыщенной. Например, жёлтая цветовая гамма помогает показать атмосферу разрухи и потерянности в «Миллионере из трущоб» и «28 дней спустя». Такой же подход позволяет сделать визуальный ряд «Стива Джобса» не скучным и бледным — даже стены в простом доме могут быть ярко-зелёными, чтобы зрителю было на что посмотреть. Кстати, с биографией создателя "Айфона" отдельная история. Картина разделена на три части, показывая разные периоды жизни Джобса. Поэтому визуальный ряд, сами съёмки и цветовая гамма в начале, середине и финале фильма различаются: сразу можно понять, что речь идёт о восьмидесятых или 21 веке. Стиль подачи: фантазии и диалог со зрителем Несмотря на то, что Дэнни Бойл даже в фантастических сюжетах вроде «Пекла» пытается показать максимально реалистичную картинку, он не стесняется добавлять действию безумия. Причём подаёт это именно с помощью визуального ряда. Все, кто смотрел «На игле», помнят жуткую сцену с ползущим по потолку младенцем. Не меньше запомнился момент из «Пляжа», где герой Ди Каприо представляет себя в компьютерной игре. В обоих случаях такое сумасшествие объясняется воздействием наркотиков. Но и без них можно удивить зрителя галлюцинациями из «127 часов», фантазиями из «Миллионов», играми разума из «Транса» или же просто типичными индийскими танцами во время титров «Миллионера из трущоб». С другой стороны, фильмы Дэнни Бойла — неизменно разговорное кино. В них множество диалогов, а зачастую автор вводит ещё и закадровый текст рассказчика. Но всё же его картины не похожи на работы, например, Тарантино. Диалоги у Бойла не самоцель, а лишь более подробное раскрытие сюжета. То же касается темы рассказчика. Он не переигрывает с текстом, а лишь дополняет картинку словами, чтобы дать зрителю лучше понять происходящее, разобраться в образе мыслей героев и их чувствах. Снова вспоминается легендарная картина «На игле». Какой бы она была без закадрового монолога «Выбери жизнь...». Наверняка менее захватывающей.