Атлантида, утонувшая во влажных фантазиях украинских донбассофобов
Не исключением стало и отмеченное в Венеции кино — оно о пустыне на месте процветающего ранее важнейшего индустриального региона. Для авторов фильма приз за лучший фильм во второй по значимости конкурсной программе Венецианского кинофестиваля — Горизонты (Orizzonti) — признак триумфа. Хотя автор там, по сути один — Валентин Васянович выступил и сценаристом, и режиссером, и сопродюсером, и оператором. В честь такого события над островом Лидо, главной локацией форума, даже подняли сине-желтый флаг. Что в столице карнавалов не Бог весть какая редкость, но ура-патриотов эта малость ввела в состояние экстатическое. Чего не сказать о самом фильме — он постапокалиптичен. Кинолента рассказывает о будущей победе Украины в войне с Россией и возвращении Донбасса. Показано разрушение мифа индустриального Донбасса, его промышленного ландшафта и человеческого — в первую очередь. Под спудом осталось разрушение украинского актерского ландшафта — в фильме нет профессиональных актеров, в нем снимались волонтеры и военные, принимавшие участие в боевых действиях на востоке Украины. А это значит, что работа заведомо полу-, если не сказать недопрофессиональная. Спекуляция на привлечении к съемкам реальных участников описываемых событий — дело тонкое, которое может со временем и порваться. Как и все наспех снятое по мотивам войны на востоке Украины. Об этом убедительно свидетельствуют кассовые сборы в самой Украине — зритель на такое кино не идет, хоть сколько его не убеждай всеми аргументами официальной пропаганды. Выходит, что международные награды — это еще не признание. Даже такого уважаемого фестиваля, как Венецианский. Здесь самое время вспомнить, что этот кинофорум был основан в 1932 году по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини — того еще киноведа. А первым представленным фильмом был «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» Рубена Мамуляна. Это фильм о докторе, которому удается создать микстуру, превращающую его в дикое существо, проявляющее насильственные инстинкты… Справедливости ради надо признать, что Венецианский кинофестиваль не одни только ужастики про победу Зла над Добром отмечал — были в числе его победителей и более гуманные фильмы. А среди них неоднократно отмечались советские и российские фильмы: "Клятва" Михаила Чиаурели (Золотая медаль в 1946 году), «Иваново детство» Андрея Тарковского («Золотой лев» в 1962 году), «Урга — территория любви» Никиты Михалкова («Золотой лев» в 1991 году), «Возвращение» Андрея Звягинцева («Золотой лев» в 2003 году), «Фауст» Александра Сокурова ("Золотой лев" в 2011 году). Были отмечены и деятели советсткого кинематографа — например, в 1979 году Евгений Леонов получил приз за лучшую мужскую роль за созданный им образ Харитонова в фильме «Осенний марафон». Но время вносит свои коррективы и в критический дискурс. И вот уже модным стало отмечать фильмы, так или иначе — талантливо или бесталанно — рисующие образ врага цивилизации, приписываемый в последние годы западной культурой России. И тут конфликт на Донбассе придал жюри всевозможных фестивалей особую остроту взгляда — усматривают они шедевральность буквально повсеместно, если эта повсеместность исходит от современных украинских производителей. Вот и омерзительно карикатурный "Донбасс" Сергея Лозницы получал главную награду 15-го международного кинофестиваля в испанской Севилье. При этом отмечалось, что обладатель главной награды — Golden Giraldillo — достигает "баланса между документальным тоном и выдумкой". Этот "баланс" еще и получал премию за лучшую режиссуру на конкурсе кинофестиваля в Каннах "Особый взгляд" (!). А другой фильм — уже документальный — о приехавшем на Донбасс из самого Парижа пострелять в ополченцев оперном певце Василии Слипаке "Миф" побеждиал на третьем Фестивале украинского кино в Варшаве. Вот и в Венеции-2019 отметили фильм, который был показан в рамках второй по значимости конкурсной программы. В ней участвуют игровые и документальные фильмы, "представляющие новые тенденции в развитии кинематографа". При чем победителя определяет жюри, которое состоит из 3 или 5 человек, деятелей кино или других видов искусства. Что уже, само по себе, навевает на мысли о небольшом разбросе мнений относительно этих самых тенденций. Тем более, когда на экране демонстрируют последствия военных действий, которые сделали территорию непригодной для жизни. Для съемок этого фильма Госкино Украины выделяло 20 млн 835 тыс. грн при общем бюджете в 41 млн 835 тысяч. Что же наснимали за такие деньги, что это потянуло на венецианский приз? "Большая часть восточной Украины превратилась в пустыню, непригодную для жизни людей. Отходы загрязнили землю, инфраструктура разрушена, а затопленные шахты отравили колодцы и реки…", — говорится в синопсисе "Атлантиды". "Васянович создает поистине потрясающую картину. "Атлантида", возможно, является самым оригинальным фильмом современного украинского кинематографа", — восторгается увиденным кинокритик одного европейского профильного сайта. В интервью для этого же сайта Валентин Васянович сказал следующее: "Мне нравится помещать своих персонажей в необычные места. Донбасс идеально подошел, потому что я провел там долгое время, и теперь он действительно похож на Зону в "Сталкере" Андрея Тарковского. Я бы сказал, что в этой истории есть несколько разных слоев, но экологическая катастрофа — это то, что мы уже испытываем. Это как Чернобыль, можно сказать". Сравнение своего фильма с фильмом признанного гения — это, по меньшей мере, пошло. А поднимать надуманный трагизм до истинного — чернобыльского — это уже вообще ни в какие ворота. Потому что авария на ЧАЭС — это техногенная катастрофа планетарного масштаба. А упорство, с которым уничтожается индустриальный потенциал Донбасса — это клиника и диагноз. Ведь регион, ранее бывший экономическим столпом всей Украины (а прежде того — и всей Советской России, о чем еще Ленин говорил), объявлен местом жительства "неправильных" украинцев, заслуживающих и огня, и меча. Что, конечно, оправдывает в глазах карателей все их прошлые и будущие преступления. А лепту в оправдание этих действий в глазах мировой — пусть и кинематографической — общественности вносят такие вот васяновичи. Прошлые фильмы этого деятеля культуры и искусств также не оставались незамеченными. "Племя" Мирослава Слабошпицкого, в котором он выступал оператором, получило на Каннском кинофестивале 2014 года три награды "Недели критики" из четырех возможных, а "Уровень черного" 2017 года был отобран Украинским Оскаровским комитетом как претендент на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". "Нам все еще понадобится несколько лет, чтобы потерять все источники воды в этом регионе, но, по всей вероятности, он станет пустыней, соленым болотом — как в фильме. Никто не знает, сможем ли мы остановить это, или уже слишком поздно. В "Атлантиде" российские войска уже ушли, но мы больше не можем использовать эту землю. Это мрачная мысль — люди умирали за то, что буквально превратилось в болото". Однако самая мрачная мысль в этом высказывании — это мысль о том, что "нам все еще понадобится несколько лет, чтобы потерять все источники воды в этом регионе". Программное заявление, если не сказать — программирующее. Своеобразная индульгенция на дальнейшие разрушения. На непонимание того, что со стороны ДНР-ЛНР люди умирали за то, чтобы край продолжал жить и работать, расцветать и прирастать. "Где фильмы о восстановлени Донбасса?" — могут спросить утомленные нагнетанием эмоций читатели. Там же, где и фильмы о прекращении конфликта, об уважении прав региона и его жителей на свой язык, своих героев, свою историю. То есть — в кинематографе российском. Только фильмы типа "Донбасс. Окраина" вряд ли сейчас будут отмечены высокими наградами на фестивалях в Венеции и Каннах. Неудобная правда мешает пить шампанское и жмет галстуки-бабочки на отъевшихся шеях апологетов разрухи. Которые вновь и вновь повторяют всякий на свой лад слова Валентина Васяновича: "В фильме война могла бы закончиться, но она продолжается в душах людей". Точная дата премьеры "Атлантиды" в Украине пока не объявлена, поскольку до проката создатели фильма намерены показать его на международных кинофестивалях. И тут стоит понадеяться на то, что этот фильм не будет показан никогда — как говорится: "Такое кино нам не надо!"