Войти в почту

«Текст» на экране: чем удивила первая экранизация Дмитрия Глуховского

Фильм «Текст» — материал для «Оскара» или нового ролика BadComedian? Колумнист «360» рассказывает об экранизации Дмитрия Глуховского с Александром Петровым и Иваном Янковским в главных ролях. Увидеть ее за месяц до премьеры смогли немногие случайные зрители. Источник фото: Youtube Киноленту с кратким названием «Текст» ждут многие. Кому-то интересно взглянуть на первую экранизацию автора романов «Метро 2033» и «Метро 2034», кого-то волнует актерская игра Александра Петрова и других звезд, кто-то верит, что молодому режиссеру Климу Шипенко удалось снять по-настоящему культовый фильм. Ну и конечно, «Оскар-2020». Сразу несколько российских фильмов имеют высокие шансы попасть в шорт-лист оскаровского комитета. Среди них выделяются «Война Анны» и «Дылда», уже отмеченные на кинофестивалях в стране и за ее пределами. «Текст» тоже может побороться за престижную награду. Для этого ему надо соответствовать формальным правилам — только поэтому у киноманов появилась редкая возможность увидеть картину на месяц раньше начала официального проката, который намечен на 24 октября. Претендент на «Оскар» должен не менее недели крутиться в прокате до конца сентября текущего года. Сказано — сделано. Правда, на все сеансы в столичной сети кинотеатров «Каро» билеты мгновенно выкупались. Колумнисту «360» удалось стать участником ограниченного показа и составить собственное мнение о фильме. Московский нуар Одним из столпов Голливуда вот уже почти 80 лет остается нуар — криминальные драмы, где чем мрачнее сюжет, тем лучше. Крутые детективы с разбитыми кулаками, роковые блондинки, продажные копы и депрессивный урбанистический пейзаж — вот ключевые компоненты идеального нуар-коктейля. В России нуар перевели на русский, и получилась «чернуха» — зачастую безвкусные и невыносимо пошлые драмы о тяжелой жизни и околобандитские хиты 90-х. Были и локальные успехи: «Бригада», «Бумер», «Жмурки». Но каждый из этих проектов по-своему выходил за пределы так и не сложившегося жанра. В «Тексте» есть все необходимые компоненты нуара. Правда, главный герой не то чтобы крут, да и блондинка хоть и роковая, но по неведению, зато продажный коп на месте, атмосфера современной Москвы в меру мрачная, а «месседж» — актуальный. Молодому студенту Илье Горюнову (Петров) хочется не учиться, а жить на полную катушку. Вместе со своей девушкой, он отправляется в модный столичный клуб «Рай», чтобы вскоре попасть в ад. В самый разгар веселья в клубе внезапно начинается облава наркополицейских. Илья заступается за подругу и нарывается на молодого офицера Петра (Иван Янковский), который без лишних сантиментов «находит» у Ильи наркотики. Из-за подброшенного «веса» несчастный студент отправляется в колонию на долгие семь лет. Далее, по безжалостным законам жанра, приходит время мести. Илья возвращается из ада в никуда: друзья вечно заняты, девушка бросила, мать умерла, на будущем поставлен жирный крест. Илья берет нож и ищет Петра, чтобы «поговорить», но разговор заканчивается именно так, как вы ожидаете. На руках Раскольникова 2.0 оказывается мертвое тело и смартфон. Смартфон Петра становится для Ильи воротами в новую жизнь — вернее, эрзац «жизни», в котором родители Петра, его девушка Нина (Кристина Асмус) и деловые партнеры от бандитов до сотрудников спецслужб становятся участниками затеянной им игры. Чужие фотографии, видео и переписка позволяют вжиться в образ своего врага и даже на какое-то время принимать за него самые важные решения в жизни. Все это можно узнать, прочитав первые несколько глав «Текста» или посмотрев трейлер фильма. Дальше обойдемся без спойлеров. В главной роли — смартфон Тем, кто ждет от фильма остросоциального посыла, стоит перечитать «Текст». Нет сомнений, что у многих зрителей сначала появится ассоциации с делом журналиста Ивана Голунова. Но как бы нам не попытались «продать» этот фильм как актуальную драму, он больше про саспенс, чем про высказывания на злобу дня. Да, в деталях сюжета можно разглядеть и критику правоприменения 228-й статьи УК РФ, и предостережение о мрачной стороне новых технологий — вроде бы сближающих людей, а на самом деле встающих между ними непреодолимым барьером. Но в первую очередь это триллер о человеке, перед которым постоянно встает выбор: либо предать свое внутреннее «я», либо поступить по совести. Раз за разом он вместо мести и чувства самосохранения выбирает любовь — даже не свою, а чужую. «Такой концепции не было во всем мировом кинематографе! Идея лежала на поверхности: все мы ходим с телефонами. Но углубиться в то, что, по сути, телефон — это ты сейчас, и что если тебя уже не будет, а телефон окажется в чужих руках, то ты продолжишь жить, — это же сумасшедшая вещь», — с восторгом говорил Петров и предрекал своему новому проекту участь культового. Источник фото: Youtube Это, конечно, актерская экзальтация (ее Петров мастерски применяет и в своей роли), далекая от реальности. Дело ведь не в смартфоне, а в самой идее, что один человек может похитить личность другого. А это еще библейский сюжет с Иаковом, который получил от отца право первородства, переодевшись старшим братом Исавом. Хакеры полностью стирают цифровую личность героини Сандры Буллок и заменяют другой в фильме «Сеть» 1995 года, а из более современных примеров стоит вспомнить «Поиск», продюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов. Там фальшивая виртуальная личность одного из героев связана с главным сюжетным поворотом. Правда, в «Тексте» эта идея поднята на новый уровень. Настолько, что порой кажется, что именно смартфон является главным героем картины. Он постоянно мелькает в кадре, найденные в нем файлы толкают сюжет дальше, а смс и сообщения из мессенджеров нам зачитывают так часто, что иногда кажется — было бы проще все два с половиной часа показывать на экране текст без озвучки. От полного доминирования смартфона спасает игра Петрова. Его порой с иронией называют главным актером страны, который не вылезает с экранов. В некоторых фильмах он переигрывает, но в «Тексте» выглядит предельно естественно. Роль Ильи ему подходит так же, как Илье подошла роль покойного Петра. Бенефис Петрова прерывают флэшбеки из прошлого, связанные с Петром и его девушкой. В них есть даже предельно откровенная постельная сцена. Тут претензий нет: Асмус и Янковский в образе любящей пары выглядят вполне органично. Главная проблема фильма — близость к бумажному «Тексту». Если режиссер сделал акцент на людях, не читавших книгу, и западном зрителе, то это понятно. Но лично мне этот местами дословный перенос текста на экране мешал наслаждаться просмотром и ожиданием развязки. Впрочем, секрет успешной экранизации вовсе не в точном или вольном следовании оригиналу, а в умении превратить литературную магию в магию кино. Пусть «Текст» получился неровным и небезупречным, но и полным провалом, достойным разбора на канале BadComedian, его тоже не назовешь. У Шипенко вышло напряженное и жесткое коммерческое кино — крепкий «середнячок», который вряд ли станет главным претендентом на «Оскара». Он должен понравится не только фанатам Петрова и Глуховского, но и самому широкому кругу зрителей. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«Текст» на экране: чем удивила первая экранизация Дмитрия Глуховского
© 360tv.ru