«Меня уехали». Режиссёр из Перми о родном городе, покорении столицы и кино

На фестивале документального кино «Флаэртиана» пермячка, студентка ВГИКа Олеся Епишина представила свой очередной фильм – «Лимита». Его показали на конкурсе студенческих работ. Это уже пятая работа девушки, которая успела поучиться кинодокументалистике и в Перми, и в Москве. Её новая картина рассказывает о выпускнице пермского института культуры. Девушка Аня, мечтающая о большом кино, приезжает покорять столицу. Девушка обивает пороги театров и киностудий, ходит на многочисленные кастинги. Казалось бы, история стара как мир. Или мы ошибаемся? О том, почему режиссёр остановила выбор на такой героине, отчего молодёжь мечтает уехать из Перми и где живёт документально кино, читайте в материале «АиФ-Прикамье». Разные истории Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Как вы нашли героиню фильма? Олеся Епишина: Это очень интересная история. До ВГИКа я училась в мастерской Павла Печёнкина. Когда перешла в московский вуз, то сохранила связь с пермскими одногруппниками. В какой-то момент мы обсуждали с однокурсницей, над чем она сейчас работает. Она рассказала, что снимает историю о выпускнице института культуры, которая мечтает уехать в Москву. И однокурсница предложила мне снять своеобразное продолжение истории. То есть у неё пермский период (до отъезда в столицу), а у меня московский. Я загорелась, тема показалось интересной, и я согласилась. – Не было идеи устроить совместный показ обеих частей? – Мы об этом не думали. Фильмы абсолютно разные, даже по манере съёмки. У Насти он более профессионально снят с операторской точки зрения, у меня он получился более динамичным и ироничным. – Как вы организовывали процесс съёмок? – Она приехала 24 октября, и я сразу начала её снимать. Последние съёмки были в мае. Обычно я звонила ей и спрашивала, какие у неё планы на неделю, есть ли новые кастинги. Она рассказывала и я приезжала. – Удалось сблизиться с героиней? Насколько было тяжело с эмоциональной точки зрения переживать её неудачи? – Конечно, я переживала за Аню, мы успели подружиться во время съёмок. Поиски работы, поиски себя... я её во всём этом поддерживала. Мы часто шутили, она даже как-то предложила и мне попробовать поучаствовать в кастинге. Я, конечно, отказалась (смеётся). Но всё же в эмоциональном плане фильм дался мне легко. В отличие, к примеру, от моей работы 2016 года «Сама дура». Там была совсем другая история – я снимала свою сестру, которая ждала парня из Москвы. Эмоционально было тяжело работать, особенно в тот день, когда он не приехал. Сестра плачет, а я снимаю. Всё боялась, когда она мне камерой по голове надаёт. И надавала (с улыбкой кивает). – История про девушку, приезжающую покорять Москву, не нова... – Да, ещё во время обсуждения идеи фильма некоторые мастера из моего вуза шутили: «Что, «Москва слезам не верит- часть 2»? Конечно, мне не хотелось делать что-то похожее. Я пыталась с другой стороны посмотреть на эту проблему. – Получается, что годы идут, а история о том, как провинциалка пробивается в большое кино, остаётся неизменной? – Да. И таких историй много. Игровое кино – это конвейер. Все эти маленькие рекламы, видео... И то – только если тебя выберут из большого числа людей. Показательный момент – когда героиня говорит, что не ожидала, что может получить такие большие деньги за такой маленький эпизод (она появляется в одной рекламе буквально на секунду). Аня была удивлена, что за это ей заплатили целых три тысячи рублей. Но всё это разовое. Выросла из города – В вашей картине виден мотив желания покинуть Пермь, вырваться из города. – Да, Аня неоднократно говорила, что не видит в Перми перспектив для развития. Она мечтает о большом кино, но понимает, что в Перми этого не получить. Ну что тут у нас? «Театр-театр»? «Театр у моста»? «Реальные пацаны»? Она хочет большего. Она очень амбициозная. И я в неё верю. – Про вас тоже можно сказать, что вы сбежали из Перми? – Меня уехали. Я отучилась три года из четырёх в мастерской Павла Печёнкина. Когда я была на третьем курсе, он предложил попробовать поступать во ВГИК, в мастерскую Бориса Караджева. Павел Анатольевич сказал, что мне нужно развиваться, что я выросла из Перми, а в Москве больше возможностей. К тому же, там более развито кино, в том числе документальное. Я послушала его совета и поступила. Не скажу, что сбежала из Перми. Никогда не хотела уехать. Мне всегда нравилась Пермь, я люблю наш город. Даже когда я оканчивала школу, многие одноклассники мечтали уехать – в Москву, Питер, да неважно куда, лишь бы не здесь. У меня такого никогда не было. Но случилось так, что я поступила в Москву. Сейчас думаю, что возможно вернусь в Пермь после окончания (мне осталось учиться ещё два года). – Что дала вам столица? – Я учусь в киновузе, вокруг меня интересные люди – операторы, режиссёры и т.д. Это помогает развиваться, смотреть на кино шире, потому что здесь, в Перми, у нас только маленькая мастерская. Нет такого многообразия людей, которые связаны с кино. Я очень многому учусь даже у своих однокурсников. И очень здорово, что ВГИК даёт возможность пообщаться с уже состоявшимися режиссёрами. Это важно, потому что благодаря этому мы видим людей, которые на полном серьёзе занимаются документальным кино. Мы понимаем, что это не фантазии и мечты, а реальность: можно действительно жить и делать документальное кино – заниматься любимым делом и зарабатывать деньги. Это здорово. – Если там столько перспектив, то почему у вас есть мысли вернуться? Чем вы планируете заниматься в Перми? – Сначала надо доучиться. Никто не знает, как повернётся моя жизнь. Но знаю, что меня любят и ждут на нашей киностудии «Новый курс», где нужны квалифицированные специалисты. Я знаю, что если вернусь, у меня будет работа в Перми, будет поддержка и будут возможности. Пермь – это опора, спасательный круг. Влюбилась с первых кадров – То есть можно сказать, что в Перми живёт документальное кино? – Безусловно. К сожалению, это не многие видят, но в Перми его на самом деле очень много. И то, что делает Павел Печёнкин – продвигает неигровое кино в Пермском крае – очень здорово. Мне кажется главное сейчас – сделать так, чтобы как можно больше людей узнали, что у нас есть документальное кино. Было бы здорово, если бы люди интересовались и смотрели такие фильмы. Многие молодые люди ошибочно думают, что это скучно. Их представление о доккино ограничивается историческими фильмами и видео в стиле National Geographic про животных. Чего уж там, когда-то и я не знала, что на самом деле неигровое кино может быть настолько разным и интересным. Поэтому стараюсь привлечь своих друзей. Многие из них проникаются, начинают интересоваться. – Получается, что вы случайно пришли к кинодокументалистике? – Да. Когда я оканчивала школу, совершенно не представляла, куда пойти учиться дальше. Знала только, что должно быть что-то творческое. А так как ещё будучи школьницей я часто снимала какие-то видеоролики, то подумала пойти на специальность «Руководитель студии кино- фото- и видеотворчества». Подумала, что это может быть мне интересно. Самое смешное, что когда я перед поступлением шла на консультацию к Павлу Печёнкину, то заблудилась в «Премьере» и так и не попала на неё. Получилось, что я толком не понимала, куда же поступаю. Но в итоге поступила. На первом занятии нам объяснили, что мы будем учиться снимать документальное кино. А через пару недель была «Флаэртиана». Павел Анатольевич сказал нам: «Вы освобождаетесь от занятий и смотрите как можно больше фильмов на фестивале». И я на первой же картине влюбилась в документальное кино. Не могла поверить, что можно снимать так. Удивлялась: это точно не постановка, не игра актёров? И когда я поняла, что реальную жизнь можно показывать на экране так по-настоящему, так интересно, осознала: хочу делать так же. С тех пор я не расстаюсь с документальным кино. И я чувствую: это моё.

«Меня уехали». Режиссёр из Перми о родном городе, покорении столицы и кино
© АиФ Пермь