Стоп, снято! Какие фильмы снимали в Зимнем дворце?
На днях глава министерства культуры России Владимир Мединский предложил владельцам голливудских киностудий снимать фильмы в Эрмитаже. Заявление было сделано на встрече, прошедшей в рамках форума международной ассоциации кинокомиссий «Синепозиум». Между тем Зимний дворец так или иначе присутствует в десятках фильмов. Вот лишь самые известные из них. «Взятие Зимнего дворца» Это - экранизация театрализованного представления в Петрограде на площади Урицкого (ныне Дворцовая), состоявшегося 7 ноября 1920 г. В нем участвовали не только артисты «Пролеткульта» (пролетарские культурно-просветительные организации, существовавшие с 1917-го по 1932 год. - прим.ред.), но и несколько тысяч человек массовки. Действом, отражающим события Октября, руководил режиссер Николай Евреинов. На Урицкого соорудили две площадки: на «белой» в юмористической и пародийной форме инсценировались действия Временного правительства и буржуазии, а на «красной» шла подготовка к перевороту. Затем спектакль переносился непосредственно на историческую Дворцовую площадь и завершался штурмом Зимнего дворца. Современники восторженно вспоминали размах постановки. Лев Никулин, сценарист: «Полторы тысячи актеров и статистов, потрясая оружием, бегали, кричали и безумствовали в огромном оранжево-черном Гербовом зале. Три ночи мы провели в Зимнем дворце и сделали не один и не десять километров по скудно освещенным переходам и коридорам дворца... Мы спали, не раздеваясь в шинелях и сапогах на обитых малиновым штофом золоченых диванах. Мы резали хлеб на малахитовых столах». Художник театра и кино Юрий Анненков: «По узорному паркету с криками «ура» красноармейцы проносились атаками, в сомкнутом строю и в рассыпном. На дворе походные кухни кипятили воду для липового чая с сахарином. Дворец был главным действующим лицом». Многие искусствоведы считают, что спектакль стал самым масштабным в истории человечества. Режиссеры Борис Светлов, Николай Евреинов, Константин Державин сняли во время него российский исторический фильм-постановку. Картину «Взятие Зимнего дворца» быстро смонтировали и выпустили в том же 1920 году. Ее по достоинству оценили зрители разных стран. «Конец Санкт-Петербурга» В политическом фильм, выпущенном в 1927 году, доходчиво показано, почему и как большевики пришли к власти. Для этого сценаристы охватили период с 1913-го по 1917 год. Примечательна картина тем, что главные политические фигуры того времени в нем практически не фигурируют, а основные акценты сделаны на борьбе простых людей за свои права и за мир против власти капитала и самодержавия. Особенно впечатляет сцена залпа из «Авроры» по Зимнему дворцу. Над Невой нависли тяжелые тучи. Подымается сильный ветер. Выстрел-лицо солдата-выстрел-лицо-пушка-взрыв-статуя Зимнего-выстрел-Медный всадник-взрыв! Планы сменяют друг друга с бешеной скоростью. А фраза - «Нет Санкт-Петербурга» сменяется словами - «Да здравствует город Ленина!». Конечно, никаких выстрелов по Зимнему во время съемок не было. Реалистичности удалось достичь благодаря экспрессивным титрам и монтажу: сменяющие друг друга кадры с революционерами и фрагментами архитектуры Зимнего дворца дают ощущение реального конца. Конца Санкт-Петербурга. «Октябрь» Киноэпопея «Октябрь», снятая в 1928 году, стала логичным завершением революционной трилогии, начатой фильмами «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», одного из самых влиятельных режиссеров ХХ века Сергея Эйзенштейна. Для съемок «Октября» режиссер имел в своем распоряжении многотысячную массовку, воинские части, исторический реквизит, оружие и Зимний в качестве съемочной площадки. А консультантами стали участники октябрьских событий: Надежда Крупская и Николай Подвойский. Последний сыграл в фильме самого себя. Единственным препятствием, с которым столкнулась съемочная группа, - была нехватка времени. На съемки отводилось полгода - чтобы успеть к 10-летию революции. Этот фильм - первый, где на экране появляется Владимир Ленин, представший перед зрителем в роли заводского рабочего. Произнесенную им заветную формулу: «Вся власть Советам!» подхватывает многотысячная толпа рабочих и солдат, готовых к восстанию. Зимний в этой картине штурмуют по парадной Иорданской лестнице. На самом же деле в октябре 1917 года по ней можно было попасть только в военный госпиталь, занимавший значительную часть дворца. Настоящий штурм шел по лестнице «ея императорского величества» (ныне Октябрьской). Однако Эйзенштейн счел ее недостаточно кинематографичной. «Ленин в Октябре» Черно-белый художественный фильм режиссера Михаила Ромма вышел на большие экраны в 1937 году. Картина описывает события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. Подготовку к съемкам и конкурс на создание фильма курировал лично Иосиф Сталин. Работа над ним шла авральными темпами, его закончили менее чем за три месяца. Несмотря на то, что многие события происходят в Зимнем дворце, включая его штурм, который в картину включили по требованию Сталина уже после того, как ее закончили, все снимали на «Мосфильме». В ход пошел старый реквизит киностудии: люстры, двери, колонны, гипсовые копии скульптур из музея. Сцена штурма Зимнего потом стала канонической, ее демонстрировали как кинохронику. Хотя штурма в том виде, как показано в фильме, на самом деле не было: матросы не лезли на решетку и не швыряли гранаты. Революционеры во главе с Антоновым-Овсеенко практически без помех вошли во дворец через боковой вход и арестовали растерявшееся Временное правительство. «Ленина в Октябре» впервые показали 7 ноября 37-го, он пользовался огромным успехом в стране и за границей. Это одна из наиболее известных советских картин, поскольку её регулярно транслировали по советскому телевидению в красные дни календаря. «Тихий Дон» Трехсерийный фильм-эпопея по одноименному роману Михаила Шолохова считается одной из лучших картин в истории советского кино и однозначно лучшей экранизацией книги. Во второй серии есть эпизод штурма Зимнего дворца, длящийся 27 секунд. Ради него съемочная группа отправилась в Ленинград и провела несколько дней на Дворцовой площади. Руководил процессом лично режиссер Сергей Герасимов, оператором был Владимир Раппопорт. Этот маленький фрагмент фильма оказался рекордным по количеству участников - в съемках были задействованы несколько сотен актеров. Там же, в Ленинграде, решено было снять и приезд Корнилова в Москву. Продолжение следует...