Через экраны к звёздам: история первых фильмов о покорении космоса
Человечество с давних лет стремилось к другим мирам и планетам. И пока учёные и изобретатели придумывали реальные способы оторваться от Земли и полететь в космос, писатели-фантасты, а следом за ними и режиссёры фильмов воплощали мечты на экранах.
Что интересно, первые картины о межпланетных путешествиях появились задолго до реального выхода человека в космос. Причём некоторые действительно эпохальные работы снимали в Советском Союзе.
«Путешествие на Луну», Франция, 1902 год
Началось всё с режиссёра-экспериментатора Жоржа Мельеса, который ещё в самом начале 20 века снял первый научно-фантастический фильм. Хотя, строго говоря, это была скорее пародия, чем попытка рассказать серьёзную историю, но всё же вклад Мельеза в развитие фантастики неоценим.
За основу он взял книги «Из пушки на Луну» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса и утрамбовал их в 14-минутный сценарий. По сюжету профессор Барденфуа организовывает экспедицию на спутник, причём космический корабль здесь представляет собой полый снаряд, которым выстреливают из пушки.
Прибыв на Луну, герои сталкиваются с агрессивно настроенными селенитами и после непродолжительной стычки возвращаются на Землю.
Мельез использовал в этом фильме множество передовых для того времени эффектов и сценарных новшеств вроде наложения кадров или массовки из профессиональных актробатов. Ну а момент, где ракета попадает «в глаз» Луне стала настоящей легендой.
«Аэлита», СССР, 1924 год
А вот один из первых полнометражных фильмов о космическом полёте вышел именно в СССР. Мало того, именно к этой картине впервые в стране запустили «вирусную» рекламу.
Режиссёр Яков Протазанов в начале двадцатых решил перенести на экраны роман Алексея Толстого «Аэлита». Правда, он сильно отошёл от оригинальной истории, сместив акценты в сторону будней страны после революции. Действие начинается на Земле, где инженеры ловят загадочный сигнал с Марса.
Построив космический корабль, они отправляются на Красную планету, где, как выясняется, господствует рабовладельческий строй. И героям, конечно, нужно помочь освободить простых марсиан.
Фильм вышел довольно неоднородным. Значительная часть почти двухчасового сюжета происходит на Земле, и герои всё больше разбираются в личных отношениях и всяческих интригах. При этом советские критики всё равно остались недовольны картиной, обвинив автора в пустом формализме. Однако со временем «Аэлиту» признали классикой во всём мире.
Что же касается рекламной кампании, то авторы поступили остроумно. За несколько месяцев до выхода фильма в газетах начали печатать надпись «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…», не поясняя её значение. И только перед премьерой выяснилось, что это сигнал, который герои принимают с Марса.
«Женщина на Луне» Германия, 1929 год
Картина Фрица Ланга длится почти три часа, и за это время он вает рассказать и о настоящей любви, и о полёте на спутник Земли.
Но всё же второе оказалось важнее, ведь режиссёр одним из первых задался целью максимально реалистично показать на экране запуск космического корабля.
Основной сюжет разделён на три части. Сначала на Земле организовывают первую межпланетную экспедицию. Здесь не обходится без интриг со шпионами и мелодрамы. В результате этого в полёт с командой отправляется невеста одного из героев. Далее следует космический перелёт и, наконец, опасные и трагические приключения героев на Луне.
Во время работы для консультации пригласили известного немецкого инженера Германа Оберта. Но ещё интереснее, что для наибольшей достоверности в съёмках запуска космического корабля ему позволили построить небольшую настоящую ракету. Это обошлось студии и режиссёру в немалые деньги, но рекламу картине сделали отличную.
Отчасти благодаря этому даже NASA признала «Женщину на Луне» одним из самых реалистичных фильмов о запуске ракеты. Однако научная точность авторам удалась не везде. Например, в этом фильме в космосе нет невесомости.
«Космический рейс», СССР, 1935 год
В Советском Союзе вскоре тоже выпустили свой максимально научный фильм о полёте в космос. Причём консультировал создателей картины один из основоположников теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.
Действие картины перенесли в будущее — 1946 год. СССР проводит опыты по запуску живых существ в космос. Но после не самых удачных экспериментов с животными, отправляют ракету «Иосиф Сталин» с людьми. В результате Академик и его молодые спутники летят на Луну.
Благодаря участию в работе Циолковского, создавшего множество чертежей летательного аппарата, сцену запуска удалось показать очень правдоподобно. Помимо этого режиссёр Василий Журавлёв совершенно реалистично отразил ощущение невесомости внутри ракеты. Позже некоторые даже принимали кадры из фильма за документальные. Также в «Космическом рейсе» есть отличные шутки (например, про забытые перед полётом на Луну валенки) и милая сцена спасения котика.
«Место назначения — Луна», США, 1950 год
В послевоенные годы всё больше стал доминировать американский кинематограф. И, конечно, за основу одного из первых фильмов о космосе взяли произведения «декана научной фантастики» Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль „Галилео“».
Сам писатель тоже принимал участие в работе над картиной, причем изначально он хотел, чтобы фильм снимал Фриц Ланг, создавший «Женщину на Луне». Но его идеи называли слишком нереалистичными, и в итоге за работу взялся менее известный Ирвинг Пичел.
Сюжет книги значительно упростили. В исходнике герои отправлялись на спутник и сталкивались там с неонацистами, скрывающимися после войны (вероятно, именно этим сюжетом потом вдохновлялись создатели «Железного неба»). Но в экранизации все эти сложности убрали, оставив только саму миссию на Луну и проблемы с попыткой улететь обратно.
Фильм сильно повлиял на кинематограф США. Ещё на стадии производства конкуренты подхватили тему, и «Место назначения — Луна» вышла в прокат практически одновременно с «Ракетой Х-М» с почти таким же сюжетом.
Фильм Пичела обвиняли в излишней затянутости и даже занудности. Ведь он отказался от историй с пришельцами и прочей фантастики в пользу рассказов о буднях астронавтов. Однако картина всё равно стала хитом проката, окупившись в несколько раз. Также интересно, что когда американцы действительно высадились на Луну в 1969 году, комментировать это событие по телевидению пригласили именно Роберта Хайнлайна вместе с ещё одним знаменитым фантастом Артуром Кларком.
«Женщины-кошки с Луны», США, 1953 год
Заранее стоит сказать, что это очень плохой фильм. Но упомянуть его всё же необходимо, поскольку он отражает неизбежную ветвь развития кинематографа. На фоне всё большей популярности фантастических картин о космических полётах просто должна была появиться история, где акцент сделали на сексуальных женщинах.
В «Женщинах-кошках с Луны» рассказывают о том, как астронавты обнаруживают на тёмной стороне спутника пещеру с пригодным для дыхания воздухом. Там расположен целый город, населённый красивыми аборигенками, которые, к тому же, носят обтягивающие трико. На самом же деле девушки могут контролировать мысли прибывшей с экспедицией женщины и собираются захватить корабль, чтобы потом покорить Землю.
Сюжет в фильме не блещет оригинальностью, а астронавты и вовсе ведут себя скорее как завсегдатаи какого-нибудь бара, а не учёные. Но, похоже, для авторов намного важнее было показать соблазнительные фигуры в трико. Однако, несмотря на массовую критику, фильм всё же оказался популярен. Спустя пять лет даже выпустили ремейк «Ракета на Луну». А в начале шестидесятых пошли ещё дальше и сняли новую версию «Голышом на Луне». Что в ней изменилось, понятно из названия.
«Запретная планета», США, 1956 год
Ещё один революционный фильм вышел в середине пятидесятых. Здесь уже речь идёт не о Луне, а о далёкой планете Альтаир IV, где когда-то была основана человеческая колония.
Прибыв на планету, экспедиция космического корабля C57-D, встречает на ней доктора Морбиуса и его дочь Альтаиру. Поначалу колония кажется просто раем, но вскоре на членов экспедиции нападает чудовище, которое практически невозможно победить.
В первую очередь эта картина привлекла внимание благодаря спецэффектам. Вместе со студией Disney авторы сделали анимационные вставки, создав впечатляющий образ чудовища. И эти эффекты долгое время считались лучшими в кинематографе. Кроме того, зрителей привлекли крайне откровенные наряды Альтаиры. В те времена короткие юбки на экране были ещё в новинку. Кстати, в этом фильме можно увидеть молодого Лесли Нильсена, да ещё и не в комедийной роли.
«Планета бурь», СССР, 1961 год
В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. И это открыло новую волну интереса к фильмам о межзвёздных путешествиях. Но всё же, среди первых картин, вышедших в новую эпоху, нельзя не вспомнить «Планету бурь» Павла Клушанцева.
Он считался революционером в плане съёмок и придумывал передовые спецэффекты. В итоге режиссёр показал в фильме комбинированные съёмки с динозаврами и космические полёты, а также очень красивые планы инопланетного моря.
Не менее удивителен был и сюжет. Картина рассказывает об экспедиции на Венеру, в ходе которой исследователи сталкиваются с доисторическими формами жизни. И при этом Клушанцев решился показать совместную работу советских и американских космонавтов, будто забыв о холодной войне и гонке вооружений.
Многие мировые режиссёры, в частности Стивен Спилберг, называли «Планету бурь» источником вдохновения, а Джордж Лукас даже хотел встретиться с автором, когда приезжал в СССР. К сожалению, к тому моменту партийное руководство уже отстранило Клушанцева от кино.
Судьба этой картины удивительна. Её купили для проката в США, но при этом фильм сильно перемонтировали, убрали некоторых актёров и сюжетные линии и досняли собственные сцены. В итоге у американцев получилось якобы своё кино «Путешествие на доисторическую планету». А спустя ещё несколько лет и туда умудрились добавить полуголых женщин, выпустив новую версию под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». Со временем и оригинал добрался до мирового зрителя, став признанной классикой кинематографа.
С шестидесятых началась новая космическая эра, которую подхватил и кинематограф. Развитие спецэффектов, а также реальные опыты полёта в космос открыли множество перспектив для новых фильмов. Однако же самые первые режиссёры так и остались в истории. Ведь они снимали о том, что было лишь мечтой и что ещё не видел ни один живой человек. А именно благодаря таким фантазёрам развиваются и искусство, и наука.