Ещё
Как военный летчик переквалифицировался в актеры
Как военный летчик переквалифицировался в актеры
Актеры
Что зашифровано в фильме «Карнавал»
Что зашифровано в фильме «Карнавал»
Фильмы
"Последний герой": кто из звезд поедет на остров
"Последний герой": кто из звезд поедет на остров
ТВ
Самый неоднозначный фильм Георгия Данелии
Самый неоднозначный фильм Георгия Данелии
Фильмы

Обыкновенное чудо Марка Захарова 

Обыкновенное чудо Марка Захарова
Фото: РИА Новости
МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Скончался  — выдающийся режиссер, лидер театра «Ленком», автор незабываемых и нестареющих телефильмов — «Обыкновенное чудо», , «Формула любви», автор популярных юмористических рассказов.
Руководитель театра Ленком, выдающийся российский режиссер, народный артист СССР Марк Захаров скончался в субботу, сообщил РИА Новости директор театра Марк Варшавер.
У Захарова было много талантов: актер, режиссер театра и кино, писатель-сатирик… Но именно театр стал его главной любовью, а театральная режиссура стала делом всей жизни. «Моя любовь — театр, раз и навсегда», — говорил Марк Анатольевич. Он был уверен в том, что театральная режиссура для него — «выбор точный».
Начало театральной карьеры Захарова связано с актерской профессией. Сразу после окончания ГИТИСа по распределению он работал актером в Пермском театре и именно там сделал свои первые шаги на пути к режиссуре. «Пермь подарила мне преображение», — вспоминал он. Он поставил несколько спектаклей в студенческом коллективе Пермского университета, а когда вернулся в Москву, начал вплотную заниматься режиссурой в знаменитом тогда студенческом театре МГУ, который возглавлял известный режиссер . «Вот там мои режиссерские истоки, та энергия студенческая, тот юношеский максимализм», — вспоминал Марк Анатольевич.
"САТИРА" И ТЕАТР ИМ. МАЯКОВСКОГО
Первым профессиональным театром, куда пригласили Марка Захарова в качестве актера с разрешением заниматься режиссурой, стал театр Сатиры, который возглавлял . Там Марк Анатольевич поставил спектакль, который стал событием театральной Москвы. Это «Доходное место» по пьесе , где блистали и . «После этого спектакля Миронов стал главным артистом театра и сыграл много замечательных ролей, а я — известным режиссером в черте Садового кольца», — говорил в одном из интервью РИА Новости Марк Анатольевич.
В «Сатире» режиссер пережил первые успехи и первые огорчения — его спектакли «Доходное место» и «Банкет» были запрещены. Это был непростой период в жизни Захарова. Спектакли не шли, был негласный запрет писать о Захарове и его постановках.
"Моя режиссерская карьера висела на волоске много раз", — вспоминал режиссер. Его судьба фактически решалась, когда сам секретарь пришел на спектакль «Разгром» по Фадееву в театре имени Маяковского, куда его пригласил на постановку . На самом деле «Разгром» уже был готов к запрещению… Но министру по идеологии спектакль понравился, и на следующий день в газете «Правда» вышла статья об огромном успехе спектакля.
"ЛЕНКОМ"
9 июля 1973 года состоялось назначение Захарова худруком «Ленкома» — событие, которое определило судьбу и Захарова, и театра, который он не только вытащил из небытия, а сделал одним из самых успешных и любимых российских театров. «Я был зачислен на эту должность по распоряжению Гришина, который мне тогда сказал: „Знаем о ваших ошибках. Работайте, но, как говорится, без экспериментов“, — вспоминал Марк Анатольевич.
Но эксперименты были, и очень удачные. Захаров первыми же своими работами „Автоград“, и более всего „Тиль“ с Николаем Караченцовым в главной роли привлек внимание зрителей. Театр, в который не ходили, становился самым популярным и стремление попасть, особенно на „Тиль“ или „Юнону и Авось“ и „Звезду и смерть Хоакина Мурьеты“. Иногда доходило до того, что не выдерживали театральные двери. Музыкальные спектакли Захарова стали собирать стадионы. Главный долгожитель — спектакль „Юнона и Авось“, который покорил не только Россию, но и Францию, — сыгран уже около двух тысяч раз.
С начала и до последних дней в каждом спектакле Захарова всегда было что-то новое, неожиданное, уникальное, присущее только ему. Он ставил „Чайку“, „Иванова“, „Вишневый сад“ Чехова, но это были не традиционные постановки, а абсолютно новый взгляд на классическое произведение, новое решение, которое ему диктовало время. За время работы в „Ленкоме“ Захаров создал более 30 спектаклей по классической и современной драматургии и прозе. В их числе: , , «В списках не значился», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва», «Мудрец», «Шут Балакирев», «День опричника», «Вальпургиева ночь», «Фальстаф и принц Уэльский»…
Идеи и замыслы, как признавался Захаров, приходят непросто. «Конечно, еще Ахматова сказала: „Когда бы знали, из какого сора растут стихи…“. Так и спектакли — это не годится, это перечеркнуто, это глупо… И потом путем достаточно трудного и мучительного отбора что-то возникает», — рассказывал в одном из интервью РИА Новости Захаров.
ГЛАВНОЕ В СПЕКТАКЛЕ — АКТЕР
Захаров всегда говорил, что главное в спектакле — актер, а режиссер должен оставаться в тени. «Именно артисты воплощают твои идеи и замыслы, и именно им должны преподносить цветы, аплодировать, они должны вызывать восторг», — считал Захаров.
Поскольку сам Марк Анатольевич начинал как актер, жена и дочь у него актрисы, он хорошо знал психологию артистов, понимал их слабости. И когда он пришел в «Ленком», старался отнестись к тем, кто работал в театре, с пониманием. Надо сказать, что, несмотря на советы «почистить» коллектив, Захаров не стал никого увольнять, ломать судьбы людей, он дал всем шанс проявить себя… Артисты воспрянули духом, и тогда, например, юноша из массовки стал звездой — знаменитым Караченцовым.
Захаров приглашал и новых артистов. И многие из них стали всенародными любимцами, настоящими мастерами, составившими славу «Ленкома» и его труппы — , , , Александр Абдулов, , … Многие из них уже ушли. Но Захаров растил новое поколение, которое сегодня — главная опора театра: , , , … «Ленком» опять может похвастаться одной из лучших театральных трупп.
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ УВЛЕЧЕНИЯ
Именно так — «кинематографические увлечения» — называл Захаров свою работу на телевидении, где он создал такие всенародно любимые и незабываемые фильмы, как «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт». Режиссер создавал свои шедевры вместе со своим постоянным соавтором .
"Те картины, которые я снял, формировались прежде всего под воздействием музыки. Сначала сочинялась музыка, а потом возникал образ фильма", говорил он. Мелодии, как и многие выражения из фильмов, уходили в народ. Картины пересматривались по несколько раз, их смотрели и до сих пор смотрят с огромным удовольствием.
После такого успеха вряд ли кто-то захочет расстаться с кинематографом, с телевидением. А Захаров на удивление всем взял и ушел навсегда. И объяснял он свой уход из кино так: «Началось новое время, когда останавливался съемочный процесс посередине картины, когда появлялись спонсоры, которых потом объявляли в федеральный розыск… Стало труднее руководить театром, появилось больше забот, и я как театральный режиссер, каковым себя считаю, несмотря на свои кинематографические увлечения, оставил это дело и сосредоточился только на театре».
ПИСАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Марк Захаров известен и как писатель-сатирик, как автор юмористических рассказов. Он — автор писем к «разлюбезной Катерине Матвевне» в легендарном фильме «Белое солнце пустыни». Но сам он считал, что у него литературного таланта нет, а есть некий писательский опыт, что он выработал какой-то литературный навык. И признавался, что «самое большое счастье, которое он испытал, — это дружный хохот в зале, переходящий в аплодисменты, связанный с какой-то его шуткой». «Я знаю ценность юмора и понимаю, где он переходит нормы и где опускается ниже пояса», — подчеркивал Захаров.
ПОСЛЕДНИЕ ПРЕМЬЕРЫ
Марк Анатольевич говорил, что у него с современной драматургией сложные взаимоотношения. В современной драме или прозе молодых, по его мнению, слишком много чернухи, в этих пьесах нагнетается ужас. Режиссер считал, что зрителю надо давать надежду, вызывать радостные эмоции, иначе людям будет очень трудно. И ставил Островского, Чехова, Гоголя, Бомарше, и даже посягнул на Шекспира, хотя долгое время говорил, что для него это запретная зона. «Великого англичанина уважаю, но не поставлю, нет, ничего и никогда», — так говорил Захаров в интервью РИА Новости за несколько лет до премьеры «Фальстаф и Принц Уэльский» по шекспировским пьесам — «Фальстаф» и «Генрих IV».
В последнее время у Захарова особый интерес вызывала проза  — он поставил спектакль «День опричника» и «Параллельная реальность» по «Белому квадрату». Последнюю работу по Сорокину режиссер осуществил в 85 лет.
Видео дня. Как сложилась судьба юного актера—«нахаленка»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео