Ещё
Режиссер «Холопа» объяснил успех фильма
Режиссер «Холопа» объяснил успех фильма
Фильмы
В Тюмени снимают сериал об иностранцах в Сибири
В Тюмени снимают сериал об иностранцах в Сибири
Сериалы
Почему Петросян отказался от роли Шурика
Почему Петросян отказался от роли Шурика
Актеры
«Пусть живет в своем убожестве»
«Пусть живет в своем убожестве»
ТВ
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Плохие парни навсегда
Плохие парни навсегда
Боевик, Комедия, Криминальный
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет
Марафон Желаний
Марафон Желаний
Комедия, Мелодрама
Купить билет

Изначально мэтр: умер великий режиссер Марк Захаров 

Изначально мэтр: умер великий режиссер Марк Захаров
Фото: РИА Новости
МОСКВА, 28 сен — РИА Новости, . На 86-м году жизни от нас ушел , режиссер театра и кино. Его фильмы — в золотом фонде, его спектакли смотрят в записи. Каким запомнится худрук «Ленкома» — в материале РИА Новости.
Марк Захаров был режиссером традиционным, зрительским, понятным, и в каждой этой характеристике нет и не может быть никакого уничижения, преуменьшения заслуг. Наоборот, быть понятным куда труднее, чем намудрить. А о зрительской любви мечтает каждый автор.
Захаров — в первую очередь режиссер театральный, начинал как актер в Перми, ставить стал в середине 50-х, через студенческий театр МГУ и Театр сатиры пришел к руководству «Ленкомом», который возглавлял с 1973 года по сегодняшний день.
Это в его легендарном «Ленкоме» поставил своего «Гамлета» (единственная театральная работа этого кинорежиссера на родине), именно там соберется великая труппа из , Александра Абдулова, Николя Караченцова, , и многих других. Янковский вспоминал, что еще молодого Захарова полушутливо называли мэтром. Что ж, таков он — изначально мэтр, главный из больших театральных деятелей поколения.
Но в то же время всесоюзному зрителю он был известен прежде всего, конечно, как режиссер кино. Впрочем, не совсем. Захаровский кинематограф во многом похож на театр. Он так и будет всю жизнь склонять театр к кино, а кино к театру, искать некую форму между тем и этим. И именно телеспектакли — рок-опера «Юнона и Авось» — и телефильмы, которые вполне могли быть воплощены и на сцене, — «Обыкновенное чудо»,  — принесут ему славу.
Марк Анатольевич был литературоцентричен: да, Захаров начал в кино с фильма «Стоянка поезда — две минуты» по собственному, оригинальному сценарию, но все дальнейшие картины имеют четкую основу для адаптаций (формальное исключение — «Дом, который построил Свифт», и даже в этом фантазийном байопике есть писатель, живущий в одном доме с героями собственных книг). Таким образом, в его картинах объединяются все виды искусства.
Излюбленный жанр Захарова — литературный театр. Как говорил , режиссер из того же поколения шестидесятников, что и Захаров: «Осталось не так уж много людей, которые умеют читать на телевидении книгу так, как это делал Марк Захаров». Именно: прочитать книгу, слово за словом, ничего не изменяя в изначальной задумке, но интерпретировав ее полностью по-своему, — в этом была его могучая сила как постановщика.
Легче всего о режиссерском методе Захарова можно судить по его фильму «Тот самый Мюнхгаузен». Оригинальный сценарий картины с персонажами и историями Распэ написал . У героя Олега Янковского (великого артиста, фактически выращенного Захаровым), изумительного лгуна, — что ни день, то подвиг. Но он не простой выдумщик, его рассказы, пусть даже самые завиральные, неизменно находят подтверждение в реальности, а якобы действительность оказывается все более и более анекдотичной.
Захаров мастерски создавал у зрителя ощущение подложного мира и называл этот прием «режиссурой зигзагов, монтажом экстремальных ситуаций».
От абсурдистской мизансцены он без предупреждений переходит к лирической, оттуда — к бешеному музыкальному номеру, затем — к проникновенному судебному монологу, и так далее, при этом нисколько не утомляя, не переусердствовав. Как говорится в этом же фильме: «Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить».
Режиссер в этом фильме — сам эдакий барон Мюнхгаузен, выдающийся рассказчик историй, обращающий эти истории в правду. «Зачем ходят зрители в театр? Удивляться. Хотя лучше ответить так: удивляться правде. Новой. Ее у нас много. И она всегда разная», — писал Марк Анатольевич.
О многообразии правды и единственности подлинной истины Захаров снимал немало, последний его полнометражный фильм «Убить дракона», наверное, самый жесткий и радикальный, мрачный, даже депрессивный. Спектакль по той же пьесе Шварца «Дракон» (кстати, запрещенной при Сталине) Марк Анатольевич поставил еще в 1963 году в студенческом театре МГУ, а фильм вышел через 35 лет. Очевидно, эта тема занимала его всю жизнь: миф о победе Ланцелота над драконом трансформируется в вечную борьбу человека за собственную свободу.
Захаров был чуть ли не последним универсально любимым советским режиссером. В этом году не стало Данелии и Хуциева, давно ушли актеры — свидетели больших талантов, выросших из театра «шестидесятников»: те же Янковский, Абдулов, Караченцов. В наше время Захаров не снимал, хотя на ТВ показывали записи его спектаклей, последняя из них — «Небесные странники» 2014 года, где Марк Анатольевич снова неожиданным образом переосмыслил шедевры литературы, столкнув в одной постановке Аристофана и Чехова.
Герои его нарочито недокументальных фильмов не станут бессмертными, они уже ими стали: «Того самого Мюнхгаузена», «Формулу любви» и «Обыкновенное чудо» (тоже по Шварцу) продолжат непрерывно повторять на телевидении, и не забудется экранный мир Марка Захарова, настолько же обыкновенный, насколько и чудесный.
Мюнхгаузен: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»
Видео дня. Что стало с лейтенантом Смуглянкой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео