Войти в почту

Как Юрий Андропов спас фильм "Покровские ворота"

Молодой парень Костик в 1956 году приезжает в Москву и поселяется у своей тетушки в коммуналке. Его соседями становятся семья Хоботовых и артист эстрады Велюров. Незатейливый, казалось бы, фильм «Покровские ворота» стал символом ушедшего времени, по которому, если верить соцопросам, тоскует большинство россиян.

Как Андропов спас фильм "Покровские ворота"
© Кадр из фильма "Покровские ворота"

«Покровские ворота», 1982, СССР, «Мосфильм», Творческое объединение телевизионных фильмов.

Хронометраж – 132 минуты.

Премьера состоялась 11 февраля 1983 года.

Автор сценария: Леонид Зорин. Режиссер-постановщик: Михаил Козаков. В ролях: Олег Меньшиков, Елена Коренева, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Леонид Броневой, Татьяна Догилева и др.

Дзержинский в нагрузку

Счастьем и одновременно проклятием называл свою картину режиссер Михаил Козаков. Сначала он поставил в Театре на Малой Бронной спектакль по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Надо заметить, что Зорин выписал в произведении все то, что с ним происходило в Москве, когда он молодым парнем приехал учиться из Баку. В главной роли – Костика – писатель изобразил себя. Спектакль с успехом шел 9 лет, в 1979-м Михаил Козаков решил снять по пьесе фильм. Зорин написал сценарий, принес на «Мосфильм», но худсовет долго не утверждал идею: слишком легкомысленной она показалась.

– И тогда Михаилу поставили условие: чтобы получить разрешение снимать эту картину, ему нужно сыграть в кино Феликса Дзержинского, – рассказывает директор фильма Сергей Вульман. – Козаков согласился. Одновременно с работой над Дзержинским в фильме «Государственная граница» Михаил Михайлович готовился к «Покровским воротам».

Бойкот Меньшикову

Актера на главную роль режиссер искал долго. В своей сценарной заявке он написал, что в роли Костика хотел бы открыть «молодого Андрея Миронова». На эту роль пробовалось много актеров: Николай Денисов, Андрей Ургант, даже сын Козакова Кирилл. Всего 19 кандидатур. Начинающий Олег Меньшиков попал на эти пробы, будучи утвержденным на главную роль в фильме Юлия Райзмана «Частная жизнь». Когда встал вопрос о выборе, Олег решил отказать народному артисту СССР Райзману, что тогда многим показалось дерзостью со стороны молодого человека. Говорят, Райзман ходил к руководству «Мосфильма» с просьбой никогда не снимать Меньшикова. Но обошлось.

– Я был весьма упитанным парнем, это видно в кадре, например когда в душе моюсь, – рассказывал в интервью Олег Меньшиков. – Но, видимо, эту упитанность покрывал какой-то своей легкостью.

Калягин и Михалков остались не у дел

На остальные роли режиссеру советовали взять звезд кино. Однако у Козакова был свой взгляд. Хоботова могли сыграть Александр Калягин и Андрей Миронов, но удача улыбнулась неизвестному в кино ленинградскому артисту Анатолию Равиковичу. Роль Маргариты Павловны могли исполнить Ия Саввина, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева, Барбара Брыльска, однако и здесь режиссер выбрал малознакомую зрителям актрису Инну Ульянову. Ее экранным мужем стал Анатолий Борцов – его Козаков предпочел Алексею Петренко и Никите Михалкову. Среди жителей коммуналки было только одно узнаваемое лицо – артист эстрады Велюров в исполнении Леонида Броневого, который уже прославился на киноэкране своим Мюллером.

– Козаков какое-то время преподавал в ГИТИСе, где я тогда училась. Он видел меня в каких-то отрывках, – вспоминает исполнительница роли Светланы Татьяна Догилева. – Однажды меня вызвали на пробы в «Покровские ворота». Прочитала сценарий и ничего не поняла. Тогда Михаил Михайлович мне сам все показал, проиграл, какой должна быть моя героиня. Честно говоря, я думала, что до съемок у меня дело не дойдет. Помню, на пробы пришла сонная после бурно проведенной ночи… Тот период для нас – молодых актеров – был абсолютным счастьем. Мы собирались у Козакова дома, смотрели американские фильмы – у него был видеомагнитофон, что было в те годы большой редкостью. Его жена Регина нас подкармливала.

– Если честно, я тогда обиделся на режиссера, – признается актер Александр Пятков, который сыграл эпизодическую роль пациента медсестры Людочки. – Мне должны были сделать укол. Захожу в кабинет, ложусь на кушетку. А Козаков подговорил Людочку – Елену Кореневу вколоть мне шприц по-настоящему. Я не ожидал! Вскочил, заорал! Миша попросил сделать еще дубли, но я так обиделся, что отказался и ушел с площадки.

Бурную реакцию Пяткова на укол цензоры посчитали слишком эмоциональной и вырезали. Так что в фильм этот эпизод вошел не весь.

Крамольная мысль о счастье

– Я не хотела играть Людочку. Мне она казалась слишком легковесной и простой. И сценарий не произвел на меня впечатления, – признается Елена Коренева. – Меня уговорила мама, которая работала ассистентом по актерам: «Ради Миши, он очень просит». Я согласилась, так как была свободна от другой работы. Рада в итоге, что снялась. Сыграть Людочку было для меня полезно, перемена жанров и амплуа делает актрису разноплановой. Мы тогда все были уверены, что снимаемся в симпатичной комедии, не более... Даже сам Козаков удивлялся, что фильм стал таким значимым для публики на многие десятилетия. Ко мне подходили незнакомые люди и со слезами на глазах признавались в любви. Долгое время это вызывало у меня недоумение, но, как говорится, зрителям виднее.

В тот период у Кореневой был роман с американцем. После окончания съемок она вышла замуж и уехала в США. Этот факт во многом повлиял на то, что фильм на целый год положили на полку.

Тогда Козаков написал стихотворение, где были такие слова:

Я целый год потел зазря,

Артистка Коренева, фря,

Поставила мне клизму…

На выезд подала она,

И в жопе два моих кина.

Да и председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину картина не понравилась. Среди прочих его критических замечаний прозвучало: «Такие фильмы делают только те, кто сбегает в Израиль и в Америку».

По словам сценариста Леонида Зорина, главная идея фильма заключена во фразе Костика-историка: «Осчастливить против желания нельзя». В ней многие увидели намек на то, как тогда жили в Советском Союзе. «Грядут перемены!» – уверенно провозглашает Костик. И действительно, перемены пришли. Умер генсек Леонид Брежнев, и страну возглавил Юрий Андропов, который решил, что советских граждан надо больше веселить. Картину выпустили на экраны.

– Тогда сошлись обстоятельства: с одной стороны, Коренева уехала в Америку, а с другой – вышло постановление ЦК КПСС, что надо показывать комедии, – считает Сергей Вульман.

Генсек по прозвищу Ювелир. Тайны биографии Юрия Андропова

На премьере в Доме кино многие зрители восприняли фильм с недоумением. Говорили, что это какой-то капустник. Да и коллеги режиссера критиковали картину. Например, Марк Захаров высказался на заседании худсовета в том духе, что не ожидал от Михаила Козакова такой пустой картины: «Прыгают какие-то инвалиды, что это такое?!»

Никто тогда и не догадывался, какое будущее ждет историю, сыгранную в непосредственной близости от Покровских ворот.

Любопытные факты

В годы сухого закона из фильма были вырезаны некоторые сцены с пьяным Велюровым.

В эпизоде, где герои катаются на Патриарших прудах, вместо снега людей посыпали белым бумажным конфетти. Кстати, эти сцены снимали несколько суток, так как мало кто из артистов умел кататься на коньках, учились прямо на съемках.